06.06.2017
Наина Ельцина назвала 90-е годы «святыми». Спорить ли с немолодой уже женщиной? Понимает ли она, о чем вообще говорит?
Бывают эпохи, когда на авансцену истории выходят праведники, превозмогающие ужас окружающего мира. И мы в последнее десятилетие XX века стали народом, далеко перешагнувшим пределы светской «обычности».
Только такие люди могли работать за отсутствующую зарплату на уничтожаемых и раскрадываемых фабриках и заводах, сеять рожь и пшеницу среди общего запустения и краха, продолжать заниматься фундаментальной наукой.
Лишь святые могли стоять вокруг отрезанного в октябре 1993-го от всех коммуникаций Белого дома, защищая Конституцию и пытаясь остановить колесницу «рыночных реформ», а потом идти грудью под пули, сопротивляясь кровавому государственному перевороту. И, будучи преданными своими командирами и главнокомандующим, сражаться и умирать в черные дни «новогоднего штурма» Грозного, принимая мученичество за Христа в плену, как Евгений Родионов.
Разве обычные граждане могли сохранить свою идентичность во времена, когда во всем «цивилизованном мире» имя нашей нации стало клеймом насмешки и позора, когда русских на постсоветском пространстве изгоняли, грабили, убивали? Расправлялись с народом кое-где и в пределах Российской Федерации, там, где местные начальники последовали ельцинскому призыву «берите суверенитета сколько хотите».
Больше того, мы с оружием в руках сражались за безнадежное дело, стояли, не щадя живота своего, за обреченных на уничтожение Новым мировым порядком народов — в Приднестровье и Боснии, Осетии и Сербии… А еще молились, возводили храмы, возрождали старинные обители, учили детей в воскресных школах с протекающими крышами и сколоченными из досок партами, в то время как вокруг бесновались сектанты, колдуны и гуру, а сатанисты пронзали монахов Оптиной пустыни ножом в сердце.
Наши предки часто называли годины невзгод и мук «Божиим посещением». И 90-е, несомненно, были для огромного народа именно таким временем, позволявшим раскрыть лучшие качества русского духа, не сокрушенного даже долгой эпохой безбожия: терпение и горячую веру, выносливость и изобретательность, любовь к Родине вопреки всему и умение быть с нею в любых испытаниях.
Но, простите, где в этой священной драме место для Ельцина, его супруги и, с позволения сказать, соратников? С какой стати они напяливают нимбы?
В истории русской власти случались периоды жестокости, несправедливости, бессмысленности. Но никогда страна не видела большего маразма, разложения и безысходности, чем в правление Ельцина. Отвратительный всесмехливый ад пустоты и ничтожества, затягивавший в себя нацию, государство, — действительно, «бывали хуже времена, но не было подлей».
Никогда за всю тысячелетнюю историю русский человек не презирал государство и себя сильнее, чем при Борисе Николаевиче. Самоуничижению народа, отражавшемуся в кривых зеркалах шендеровичей (на которых, если кто забыл, только и распространялась ельцинская «свобода слова»), не существовало предела.
В сознании человека моего поколения напротив ячейки «90-е» стоит жирная красная галочка: «Никогда больше!» Сделай все, но не допусти разрушения институтов власти и общества, всесилия криминала, тотального грабежа и воровства последних крох, распада армии, бессмысленности внешней политики, деиндустриализации, всеобщей нищеты, либерального террора, разгула русофобии, переходящей в геноцид русских. Не дай распять Родину на «кресте» демографической катастрофы. Не позволь ей отравиться паленой водкой, ставшей настоящим символом эпохи.
Однако персонажи, атакующие нас истериками про «святость 90-х», рассчитывают на постепенно входящее во взрослую жизнь поколение, которое родилось тогда, когда лихое десятилетие закончилось. Молодежи, не пережившей дикого ужаса, можно спокойно рассказывать о «времени свободы и возможностей», и она будет послушно выходить на митинги по призыву своих киндерфюреров.
Потому нам нужна общенациональная программа памяти о подлинном лике той самой бесчеловечной эпохи, исключающая даже возможность «ностальгии». Простите, но не может быть никакого лукавого «взвешенного подхода». Дети должны осознавать чудовищность пережитой катастрофы и понимать, что путь в этот «черный вигвам» необходимо закрыть и надежно запечатать семью замками. Не дай Бог им стать святыми в том смысле, в каком ими были жертвы, мученики и праведники 90-х.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции