06.04.2017
Не дождутся. Вечная память погибшим, пусть скорее выздоравливают пострадавшие. Наша общая задача — сделать так, чтобы организаторы терактов наконец поняли: нас не запугать и не разделить... Петербуржцы проявили настоящую солидарность и сплоченность перед лицом угрозы и показали всей стране, как надо себя вести, когда в дом пришла беда.
К сожалению, медиафорум свидетельствовал, что в журналистской среде подобного единства пока не наблюдается. Главные проблемы региональных СМИ, с которых началась дискуссия, вообще не знакомы подавляющему большинству столичных журналистов. Это распространение тиражей и необходимость государственного субсидирования редакций.
Интернет, безусловно, семимильными шагами идет по стране, бабушки и дедушки массово обзаводятся смартфонами и переписываются с внуками в «Вотсаппе» и «Телеграмме», но читать газеты они привыкли на бумаге. Бумагу по-прежнему выбирает в глубинке и средний возраст. Поэтому ряд локальных издателей попросили Путина «вернуться к теме субсидирования подписки для региональных и местных СМИ».
Президент ответил, что он в курсе проблемы, но предложил поддерживать адресно — непосредственно тех «подписчиков, которые находятся в наиболее сложном положении: это, скажем, удаленные населенные пункты, школы в удаленных населенных пунктах, это отдельные категории граждан (инвалиды, ветераны, от нас с вами зависит, какие категории выбрать). Вот по этому пути, мне кажется, вполне можно было бы пойти».
Вторым по очередности и важности вопросом стало выделение госсредств для региональных СМИ. Как отметил Владимир Павловский из газеты «Красноярский рабочий», благодаря президенту субсидии увеличены с 56 до 300 миллионов рублей, причем, что важно, это федеральные деньги, к их распределению не имеют отношения губернаторы, которые, считает участник форума, «не только не наращивают усилия по нашей поддержке, особенно независимых газет, но и, мягко говоря, противодействуют».
Владимир Путин в ответ призвал журналистов не идти против чиновников «стенка на стенку». Президент подчеркнул: «Мне бы очень хотелось, чтобы вы видели в них поддержку, а они видели поддержку в вас... потому что если просто противоборство, то это будут постоянно палки в колеса с одной и с другой стороны, а если работа на общую цель, тогда можно достичь максимального результата». По словам лидера страны, «у порядочного чиновника и добросовестного журналиста одна общая цель — благо людей». Субсидии при этом, разумеется, будут сохранены.
И только третий вопрос касался интернета. Прозвучал он до теракта, но абсолютно все высказанные главой государства тезисы применимы и после трагедии. Главный постулат Владимира Путина — «нельзя все, что запрещено в законе, и это нужно как-то аккуратно, цивилизованно и технологично отработать и в интернете. Вот и все. А что не запрещено — все можно». Пропаганда терроризма, суицидов, детская порнография, распространение наркотиков — вне закона, и для борьбы с этими преступлениями в Сети, как и везде, надо применять все доступные методы. А бессмысленные запреты и ограничения не помогут.
Неоднократно всплывала тема свалок: журналисты из Свердловской и Иркутской областей спрашивали об этом у президента, предлагали ужесточить ответственность как для руководителей, так и непосредственно для водителей мусоровозов. Поднятая коллегой из Севастополя проблема бесконтрольной застройки крымского побережья, по сути, мало отличается от мусорной. И то, и другое — наплевательское отношение к согражданам и будущим поколениям.
Как и в ходе ежегодной пресс-конференции главы государства, высказаться хотелось всем, но время было ограничено — уже поступила информация о взрыве в метро, а на вечер у Путина была запланирована встреча с белорусским коллегой Александром Лукашенко. Не обошлось без фирменных шуток Владимира Владимировича («Кому на Руси жить хорошо?» — «Режиссерам и другим представителям творческих профессий»), воспоминаний о Викторе Черномырдине, авторе знаменитой фразы «хотели как лучше, а получилось как всегда», а также анекдота про человека, который на партийном собрании в СССР охарактеризовал ситуацию одним словом: «Ка-ра-ул!».
На самом медиафоруме ощущения «караула» не было — рабочая атмосфера, конкретные вопросы, реальные решения. Исключением стал разве что разговор о ситуации в медицине в Еврейской автономной области, которая, по словам журналистки Елены Голубь, значительно ухудшилась за последние полтора года.
Но, пожалуй, главный «сигнал», прозвучавший в Санкт-Петербурге, — именно разделенность информационного пространства для федеральных и региональных журналистов. Темы не пересекаются, проблемы регионов доходят до центральных СМИ, только если случилось что-то совсем запредельное. Это, конечно, тоже пока еще не «караул», но серьезный повод задуматься и найти решение во имя единства страны и граждан.
Фото на анонсе: Михаил Климентьев/РИА Новости