Север — наш

Антон КРЫЛОВ

02.04.2017

Зрелищный и таинственный визит президента России Владимира Путина, главы правительства Дмитрия Медведева и министра обороны Сергея Шойгу в пещеру на Земле Франца-Иосифа практически затмил мероприятие, в рамках которого высшее руководство страны отправилось в путешествие на один из самых северных российских островов.

Проходивший в Архангельске форум «Арктика — территория диалога» собрал крайне представительную аудиторию — как отечественную, так и зарубежную. 14 государств-участников. Главы дипмиссий США и Швейцарии. Министры иностранных дел Норвегии и Дании. Три президента — Финляндия, Исландия и Россия.

Многие аналитики сходятся в том, что в условиях, когда ресурсы практически во всем мире поделены между основными игроками, именно Арктика может стать причиной для масштабного вооруженного конфликта сверхдержав.

Поэтому Россия, с одной стороны, держит порох сухим и восстанавливает военные базы в Заполярье. А с другой — предпринимает максимум усилий для того, чтобы решать все вопросы, возникающие в регионе, без бряцания оружием, в равноправной и продуктивной дискуссии с соседями.

Собственно, само название форума лучше всего характеризует позицию нашей страны относительно будущего Арктики. А присутствие на нем лидера РФ подчеркивает то особое внимание, которое уделяется Северу в государственной политике.

Показательно, что диалог был не просто доверительным и уважительным, но и неформальным, участники много и охотно шутили. Среди иностранцев первой «звездой» стал президент Исландии Гудни Йоханнессон.

Говоря об экологических угрозах, он, в частности, сказал:

«Дорогие друзья, мы не сможем выжить за счет пластиковой рыбы, какими бы продвинутыми и развитыми мы ни были. Угроза пластиковых отходов существенна, что затронет и морских животных».

А во время заключительного заседания Йоханнессон заметил, что трудно было бы найти двух более непохожих президентов, сидящих рядом: он сам представляет государство на маленьком острове в Северной Атлантике, не имеющее собственной армии. А Владимир Путин стоит во главе военной супердержавы, обладающей самой большой территорией в мире. «Правда, футбольная команда у нас лучше будет, уж извините», — заявил исландский руководитель (напомним, сборная Исландии добралась до четвертьфинала Евро‑2016, тогда как россияне не вышли из группы).

Вскоре Йоханнессон в очередной раз подчеркнул, что «Исландия — маленькая страна на острове», не имеющая армии. Владимир Путин немедленно отреагировал: «Помочь?»

Президент Финляндии Саули Ниинистё, в свою очередь, отметил, что именно Север мог бы стать идеальным местом для решения «горячих» международных проблем. «Какая среда может быть лучше, чем прохладная Арктика, чтобы все эти горячие эмоции остудить?» — риторически спросил он.

«Горячие финские парни. Надо прислушаться», — прокомментировал Путин.

И это обсуждение «горячих» проблем уже началось. Несмотря на то, что от Сирии до Арктики немногим ближе, чем до Антарктики, о несчастной азиатской республике говорили на форуме. Как и о «вмешательстве» России в американские выборы: «Читайте по губам: NO», — произнес Путин, процитировав одного из экс-президентов США, ответившего так на вопрос, будут ли введены новые налоги.

Опять всплыла тема неизбежной встречи Владимира Путина с его новоизбранным американским коллегой Дональдом Трампом. Саули Ниинистё предложил провести первые личные переговоры двух лидеров сверхдержав в Финляндии после того, как к ней в мае перейдет председательство в Арктическом совете.

«Если это произойдет, то мы будем рады принять участие, я буду рад принять участие в таком мероприятии. Если нет, то тогда в рамках обычных встреч подобного рода на «двадцатке», я думаю, такая встреча может состояться», — отреагировал Путин.

Впрочем, основной темой все равно была Арктика, а главным докладчиком по ней — президент России. Двадцатикратное увеличение перевозок по Северному морскому пути, рост эффективности существующих производств, развитие новых технологий, защита традиционного быта народов Севера и полярной природы, научная кооперация — вот задачи, которые ставит перед собой на этих пространствах наша страна.

Россия уже сделала Арктику территорией синергии — в качестве примера Владимир Путин привел проект «Ямал СПГ», в реализации которого принимают участие семь государств.

Представитель «Росатома» рассказал о строительстве атомных ледоколов, глава Федерального агентства по туризму Олег Сафонов — о возможном безвизовом въезде для решивших отправиться в круиз вдоль Севморпути.

По итогам форума не было принято каких-то громких заявлений, главное — это возможность продолжить диалог и совместную работу.

Уже на следующий день Владимир Путин провел заседание Совета безопасности, на котором обсудил наше военное присутствие в Арктике.

И, пожалуй, именно это сочетание готовности совместно строить заводы, улучшать транспортную составляющую, привлекать иностранных туристов с намерением обновить оборонную инфраструктуру лучше всего характеризует российскую стратегию развития региона.

Север — наш. Никакого силового давления мы ни от кого не потерпим — только равноправное и взаимовыгодное сотрудничество.

А возможностей для сотрудничества в Арктике больше, чем снега.


Фото на анонсе: Kremlin.ru