13.01.2017
Говорят, красивые деньги и получать приятнее, и тратить менее обидно. Издревле этот основной финансовый инструмент выполнял не только чисто утилитарные функции меры стоимости, средства расчетов и накопления. В минувшие времена деньги служили также главной визитной карточкой правителей, желавших засвидетельствовать ими свою легитимность и обозначить притязания.
Помимо политики на дензнаках неизбежно проступал и оттиск культуры. Затянувшаяся эра монет стала периодом расцвета чеканщиков-миниатюристов, бумажные купюры дали зеленый свет художникам, а позднее и дизайнерам. Все большее распространение практики электронных расчетов востребует мастеров компьютерной графики. Но основными изображениями на банкнотах по-прежнему остаются великие люди, природные достопримечательности, памятники культуры и промышленные объекты.
Вот почему даже в нашу космическую эпоху по-настоящему красивые и «правильные» деньги вызывают чувство гордости за свою страну и эстетическое удовольствие. Причем совершенно независимо от номинала.
Инфляция не подыграла
Формально введение новых купюр с заявленным номиналом вызвано практическими соображениями. Во-первых, чтобы упростить расчеты всем нам. Специалисты Центробанка установили: более всего покупок россияне совершают в интервалах 100–500 и 1000–5000 рублей. Во-вторых, чтобы в дальнейшем сэкономить на количестве банкнот (их печать и ротация обходится недешево), ибо очевидно, что люди будут охотнее пользоваться 200-рублевкой, нежели двумя сотенными.
Стала ли одной из причин инфляция? Пожалуй, да. Но совершенно точно, далеко не ключевой. В последнее время темпы роста денежной массы и потребительских цен заметно снизились. В 2015-м инфляция составила 12,9 процента. По итогам 2016-го ее зафиксировали на отметке 5,4 процента, а в планах на текущий год — удержать в пределах 4 процентов. Эти данные привел 10 января глава правительства РФ Дмитрий Медведев на совещании, посвященном реализации плана действий в экономике.
Но вернемся к нашему конкурсу — примечательно, что впервые в стране для выбора символики денежных купюр использовался прозрачный и публичный механизм. В буквальном смысле всенародный. Прежде такие вопросы решались в недрах Банка России профильным подразделением, отвечающим за оборот наличности. Ну разве что с помощью привлеченных экспертов. На сей раз в апреле 2016-го объявили открытый конкурс: стартовал он в июне, а в октябре стали известны результаты.
Трудно сказать, насколько организаторы предвидели масштабы интереса к своему детищу и те объемы работы, которые им придется проделать. Прилагались все усилия, чтобы голосование оказалось по-настоящему массовым. Задействованные ресурсы федеральных телеканалов, возможности интернет-коммуникаций, разные способы волеизъявления обеспечили участие в конкурсе более 3,3 млн наших соотечественников. На всех этапах, начиная с предложения символики новых денег и заканчивая выбором победителей.
Запуская такой конкурс впервые, пришлось решать непростую задачу со многими неизвестными. Нужно было сделать условия справедливыми. То есть уравновесить положение жителей мегаполисов и российской глубинки, дать шанс каждому. В конкурсе не участвовали символы городов, уже присутствующих на купюрах, включая Москву и Санкт-Петербург.
Заслон для хакеров
Важно было обезопасить электронные сервисы конкурса от всевозможных злоумышленников — от иностранных политических кибердиверсантов до отечественных интернет-хулиганов и неадекватных граждан. Особенно после того, как одним из главных лидеров симпатий все явственнее становились символы российского Крыма. У опасений были основания: год назад мощной анонимной кибератаке из-за рубежа подверглись интернет-ресурсы самого Банка России и нескольких крупнейших российских финансовых организаций. Затем вице-президент США Джозеф Байден напрямую пригрозил нашей стране повторением подобных инцидентов.
Урок оказался впрок, меры безопасности усилили, и организаторов конкурса не получилось застать врасплох чем-то вроде бот-атак.
Учитывая распространенную озабоченность вопросом «честности выборов», организаторы подстраховались от вероятных обвинений в «накрутке» голосов и прочих фальсификациях. Процедуры конкурса стремились сделать понятными на всех этапах. Участники проходили авторизацию по номерам мобильных телефонов, а также посредством аккаунтов в социальных сетях, если таковые позволяли идентифицировать личность гражданина РФ, согласно его паспорту.
Чтобы участие в конкурсе оказалось легко доступным и по силам любому, использовались как самые современные коммуникации — веб-сервисы, социальные сети, SMS, так и «бумага». Были разработаны простые и понятные анкеты с пунктами «Выбери город» и «Предложи символ». Выдвигать символы-регионы и голосовать за них, помимо онлайн, не возбранялось и традиционными способами — офлайн.
В бумажном виде анкеты публиковались в ряде федеральных изданий. Заполненные формы можно было опустить в урны для голосования в региональных представительствах Банка России либо прислать организаторам обычной почтой. В интернете для участников работал официальный сайт Твоя-Россия.рф, а в телеэфире канала «Россия 1» в рамках спецпроекта «Народная банкнота» принимали SMS с ответами.
Сам конкурс проходил в три этапа: выдвижение символов-регионов, формирование «шорт-листа» и выбор двух победителей. Вначале составлялся расширенный список: предложить свою «кандидатуру» сюда мог любой. Каких только экзотических вариантов не поступило, порой «народный креатив» просто зашкаливал! Тульский — пряник, ижевский — автомат Калашникова, челябинский — метеорит, воронежский — Котенок с улицы Лизюкова, персонаж популярного советского мультика.
Символы-регионы становились полноправными участниками конкурса, набрав по 5000 голосов. Россияне сочли, что стать «лицом» новых купюр достойны более тысячи населенных пунктов, от городов до деревень, и свыше 5000 объектов. На втором этапе фонд «Общественное мнение» провел общероссийский опрос населения и выявил из широкого перечня десятку лидеров. Владимир, Волгоград, Дальний Восток, Казань, Нижний Новгород, Петрозаводск, Севастополь, подмосковный Сергиев Посад, Сочи и Иркутск.
По результатам итогового голосования победителями стали Дальний Восток (за него высказались 546 600 россиян) и Севастополь (543 800). Объектами, которыми будут украшены новые банкноты, выбрали символы великого минувшего и не менее потрясающего настоящего. С одной стороны, вновь обретенные исторические скрепы — Херсонес Таврический и Памятник затопленным кораблям в Севастополе, с другой — рукотворные чудеса XXI века: мост на остров Русский и космодром Восточный.
Однако не всем результаты пришлись по вкусу. Итоги конкурса уже оспариваются и, несомненно, еще будут оспариваться различными способами. К организаторам поступают жалобы от российских граждан, считающих, что их предложения были все-таки лучше. Правда, стоит отметить, что подобные апелляции, скорее, показывают неравнодушие участников и встречаются повсюду: от спортивных до творческих состязаний.
Без политики никак
Более интересна другая коллизия: в силу времени, в которое мы живем, конкурс на «народные купюры», будучи общественной акцией, приобрел и политический окрас, в том числе международный. Как только начала лидировать крымская символика, украинские националисты в очередной раз обеспокоились проблемой «российской аннексии» полуострова.
Однако когда купюры напечатают, перед ними, да и перед нынешними властями Украины встанет непростая дилемма. Допускать ли к обмену на территории страны российские банкноты с «крамольной» символикой? Закрывать ли глаза на неизбежный их «черный оборот» или грозить его участникам страшными карами? Возможно, «брать крымскими» приобретет у наших соседей некоторый роковой шарм… Как будет на деле, сейчас предугадать трудно. Хотя совершенно понятно, что миллионы украинцев, сезонно работающих у нас, за считанные месяцы наводнят самостийную банкнотами с российским Севастополем.
История подсказывает не аналогичный, но похожий случай дискуссии, возникшей некогда в больших дипломатических кругах: священная гора Арарат исторически находилась на территории Армении, однако в 1921 году оказалась в Турции. Турки, именующие библейскую вершину Агры-Даг («кривая гора», или «гора боли»), протестовали: почему, дескать, на государственном гербе советской Армении изображена гора, которая «ей не принадлежит»? Согласно историческому анекдоту, советский нарком иностранных дел Георгий Чичерин ответил на претензии так: «А почему на флаге Турции помещен полумесяц? Луна ведь ей тоже не принадлежит».
Возникают резонные опасения: как отнесутся к «крымским» банкнотам в обменниках стран — членов Евросоюза? Вопрос не кажется праздным. Недавно суд Амстердама проигнорировал международное право, передав «скифское золото» не крымским музеям, пославшим его на выставку в Европу, а Украине. То есть по логике и здесь ожидать можно чего угодно.
Вряд ли организаторы нашего конкурса могли заранее учесть подобные политические риски. Однако Банку России придется быть готовым урегулировать возникающие коллизии. Пока же ведомству Эльвиры Набиуллиной осталось лишь «проштамповать» результаты народного волеизъявления. А также решить, что именно изобразить на 200-рублевой купюре, а что на 2000-рублевой: где будет Крым, а где Дальний Восток. Эта интрига еще сохраняется. Затем в дело вступят художники Гознака, создадут эскизы дизайна банкнот. После утверждения окончательного вида купюры нового достоинства запустят в производство.
Мнение
«Крымские» возьмете?
По словам экспертов, опрошенных «Культурой», в «денежном» вопросе власти и суды ЕС вряд ли пойдут навстречу Киеву — это не музейное «золото скифов», и прецеденты могут иметь непредсказуемые последствия в финансовом мире. Хотя риск все-таки остается.
Сергей Хестанов, советник генерального директора компании «Открытие Брокер»:
— Если власти Украины попытаются ввести некие санкции против новых российских купюр с изображением Крыма, сей процесс затянется надолго. Документ должен будет пройти через все тернии огромной бюрократической машины Евросоюза. По самым оптимистическим прогнозам, это затянется на несколько лет. В особенности, если еще принять во внимание, что подобных прецедентов — ограничений на дензнаки с какими-либо изображениями — в мировой истории до сей поры не было.
Хотя претензии к рисункам случались. Несколько лет назад на реверсе евромонет, отчеканенных в Эстонии, появилась неправильная карта страны. Посольство РФ тогда даже заявило по данному поводу протест. Ситуация вроде бы возникла непреднамеренно, прибалтийский дизайнер взял довоенную карту — с частью оккупированных российских территорий. В 1939-м их освободили и они вошли в РСФСР, соответственно сейчас и остаются нашими. Скандал затух, причем те самые евро у нас, естественно, никто не запрещал. Это, повторюсь, вообще очень непростое дело.
Поэтому гражданам РФ не стоит беспокоиться — никто новые купюры у вас за границей не отнимет, да и в западных банках их к обмену примут.
Сергей Казак, начальник Управления частного банковского обслуживания АКБ «ЦентроКредит»:
— Новые банкноты — точно такое же платежное средство, как и любой другой инструмент, эмитированный Банком России. И что там изображено, совершенно неважно, придираться к рисунку никто не станет. Тем более, что тема давно угасла — еще два года назад в обращение поступил ограниченный тираж сторублевых купюр с замком «Ласточкино гнездо». И никто их никаким гонениям и санкциям не подвергал. Прежде всего потому, что в рамках международного финансового права это просто невозможно. На Украине, конечно, могут обсуждать какие-то внутренние ограничения на прием данных дензнаков в обменных пунктах. Но, скорее всего, дальше разговоров дело не зайдет. А уж изымать кровные у гастарбайтеров, которые вернутся из России, точно не станут — людям может это крепко не понравиться, глядишь, и новый майдан начнется.
Нильс ИОГАНСЕН