Скончался органист Гарри Гродберг. «Легендарный человек, настоящий просветитель, пропагандист органного искусства во всем мире, и в первую очередь в России», — сказал «Культуре» пианист Денис Мацуев.

То, что почти в каждом крупном городе страны есть органный зал, — сегодня воспринимается как само собой разумеющееся. Однако еще каких-нибудь шестьдесят лет назад такой инструмент в Советском Союзе был диковинкой.

— На всю страну имелось несколько инструментов, — говорит известный исполнитель и композитор Алексей Шмитов. — Так что в 1955 году, когда Гродберг окончил Московскую консерваторию, он оказался в ситуации «сапожника без сапог». Органист есть, а органа — нет.

С таким положением дел молодой, безработный, но амбициозный Гродберг мириться не хотел. Он привык добиваться своего и делать невозможное. Так было, когда плохо говорящий по-русски абитуриент из Литвы доказал свое право учиться в Московской консерватории. Так было и когда он, еще мальчиком, услышав орган в церкви Ниды, понял, что непременно освоит этот инструмент. Безумную мечту не погасили ни война, ни эвакуация.

Выпустившись из консерватории, Гродберг написал письмо в Министерство культуры, где объяснил важность появления органов в городах Советского Союза.

— Это был самый большой подвиг в моей жизни, — утверждал впоследствии музыкант.

Справедливости ради стоит отметить, что к развитию органного искусства в Советском Союзе был причастен не один Гродберг. В значительной степени это заслуга Леонида Ройзмана, председателя Постоянной комиссии по органостроению. Но и на долю Гродберга выпало немало.

— При его участии установлены десятки инструментов, в том числе в моем родном Иркутске, где Гарри Яковлевич был постоянным участником фестиваля «Звезды на Байкале», вплоть до последних лет, — рассказывает Мацуев.

Гродберг выбирал помещение, следил за монтажом нового органа и после давал на нем первый концерт. Как правило, это был Бах. Потому-то в народе музыканта и прозвали «полномочным представителем Баха в России». Такое звание ему очень нравилось.

— Фактически Гарри Гродберг впервые открыл широкому слушателю настоящего, «органного» Баха, — подчеркивает Шмитов.

И хотя некоторые интерпретации Баха порой шокировали профессионалов, как вспоминает Мацуев, на публику имя Гродберга действовало магически. Концерты проходили с потрясающим успехом, а в филармонии даже существовал знаменитый именной абонемент «Играет Гарри Гродберг».

В последнее время музыкант выступал вместе с женой Натальей, верной спутницей, музой и помощницей, с которой разделил и жизнь, и сцену. Детей у них не было. Но с уходом Гродберга осиротел его любимый инструмент — орган концертного зала имени Чайковского, привезенный в Москву из Чехословакии в 1959 году. Музыканты относятся к нему необычайно трепетно, называя живым организмом с особым характером и настроением.

— В случае с Гродбергом это особенно наглядно, — говорит Шмитов. — Инструмент был его ребенком, во многом похожим на самого маэстро.

Они ведь и старели вместе. Орган — это высокотехнологичный механизм, но Гродберг не спешил менять устаревшие конструкции.

Гарри Яковлевич не планировал расставаться с музыкой. По состоянию здоровья концерты были отменены только за несколько недель до ухода органиста.

Прощание с выдающимся музыкантом состоится в Концертном зале имени П.И. Чайковского 14 ноября с 10.00 до 12.00.

Денис Мацуев:

Для меня это личная утрата, потому что ушел из жизни один из моих близких друзей. Несмотря на разницу в возрасте, я с абсолютной уверенностью могу назвать Гарри Яковлевича близким другом и очень горжусь тем, что был знаком с таким легендарным человеком. Он учился у знаменитых Гольденвейзера и Гедике в Московской консерватории. Это глыба органного искусства. Но прежде всего — человеческая глыба. Имя Гарри Яковлевича действовало магически на зал, его концерты всегда становились событием. Столичная публика помнит уникальные абонементы в Московской консерватории, проходившие с неизменным успехом.

Уход Гродберга — огромное потрясение для всей мировой культуры.


Фото на анонсе: Игорь Зарембо/РИА НОВОСТИ