Наталия Витренко: «Во главе Украины стоит прозападная олигархия»

Татьяна МЕДВЕДЕВА

15.09.2016

Украина остается главным очагом напряженности в Европе, а киевский режим — враждебным России образованием. Разумеется, его поддерживает далеко не все население незалежной. Известный политический деятель, доктор экономических наук, лидер Прогрессивной социалистической партии (ПСПУ) Наталия Витренко убеждена, что наши народы должны преодолеть кризис в отношениях и строить общую судьбу. 

культура: Появляются сообщения, что Украина близка к дефолту...
Витренко: По оценке международных рейтинговых агентств, технический дефолт уже наступил. А то, что не объявляется дефолт суверенный, — дело времени. Идет незначительная подпитка от Запада: то Евросоюз подбросит какой-то кредит, то США. Но это только отсрочка катастрофы. Что экономика умирает, видно по сворачиванию объемов промышленного производства, падению валового продукта, росту числа безработных, снижению уровня жизни. Внешний долг сегодня составляет 65 миллиардов долларов. Это совершенно неподъемная величина. Украина из-за разрыва связей с Россией и подписания соглашения об ассоциации с ЕС пришла к банкротству целых отраслей. Загублено судостроение, автомобилестроение, производство тепловозов, ракет, самолетов... 

культура: Вы ведь давно прогнозировали, что советы МВФ приведут страну к упадку?
Витренко: Когда начались реформы с криками, что мы тут такие самодостаточные и вмиг наладим все свое, я как профессионал объясняла — специфика экономики Украины заключается в том, что мы завязаны на кооперацию с Россией и республиками бывшего СССР. И если разорвать связи, то для нашей продукции не будет рынка. Из-за реформ, осуществляемых под нажимом МВФ, начиная с 90-х годов Украина лишилась 12 миллионов рабочих мест. А после госпереворота 2014-го мы потеряли еще 2 миллиона. И что теперь удивляться: 7 миллионов жителей уехали из страны в поисках трудоустройства. А если говорить о той работе, которую можно найти дома, то вознаграждение за нее не соответствует цивилизованным нормам. В 2013 году средняя заработная плата на Украине составляла 440 долларов. Сейчас — 190. Но это как средняя температура по больнице. Большинство сидит на «минималке». По современному курсу это 51 доллар в месяц. Где-то около пятидесяти — минимальная пенсия. То есть основная масса работающих или получающих пенсию — нищие люди, они не могут себя прокормить и обустроить. Уровень бедности граждан Украины после госпереворота вырос почти в два раза. Социологические опросы показывают, что увеличивается число людей, желающих эмигрировать. Их уже сейчас больше половины от всего населения. 

культура: А что Вы скажете о правящей элите? 
Витренко: Слово «элита» в нашей ситуации не подходит. Под этим понятием имеют в виду лучших людей, которые служат родной стране и народу. У нас же во власти те, кто сумел сколотить гигантские состояния благодаря своим безнравственным качествам. Вывозят капиталы из Украины в офшорные зоны, в иностранные банки, и поэтому так зависят от Запада. Они боятся потерять эти наворованные деньги и своими руками плодят разного рода бандитов — чтобы те защищали их собственность, разоряли конкурентов и обслуживали выгодное им руководство. Во главе Украины стоит симбиоз антинародной власти и прозападной олигархии.

культура: Вы еще в 90-е предлагали законы, призванные спасти Украину. Они и сегодня актуальны? 
Витренко: Депутатом я стала, когда уже была доктором экономических наук. Искренне хотела принять те законы, которые помогут выйти из кризиса. 11 октября 1995-го я с трибуны украинского парламента огласила экономическую программу недопущения национальной катастрофы. На основании исследований группы уважаемых ученых, привлеченных мной, в ней доказывалось, что если выполнять требования МВФ, то Украину ожидает трагедия. Это будет полный развал производства, вымирание населения, бегство трудовых ресурсов и капитала. Так и произошло. Тогда нашу программу председатель Верховной рады Александр Мороз даже не поставил на голосование, потому что и он, и парламентское большинство служили власти президента Кучмы. А тот с премьер-министром Марчуком действовали по указке МВФ. Как ученый-экономист я разработала целый цикл законов, они должны были помочь осуществить эту антикризисную программу. Законопроекты об оплате труда и о пенсионном обеспечении, о возврате вывезенного с Украины капитала и о трудовых коллективах, о компенсации вкладов в Сбербанке СССР. К сожалению, мой план не дали реализовать. Но народ и меня лично, и нашу партию поддерживал. В 1999 году, когда я баллотировалась на пост президента, получила 11 процентов голосов. Тогда у меня был эфир, партия работала по всей Украине. И это давало возможность доносить наши предложения до широких слоев населения. 

культура: А что сейчас происходит с вашей партией? 
Витренко: Она существует, в двух третях областей Украины имеет свои представительства. Но все не прозападные, не проамериканские силы, конечно, подвергаются страшным гонениям. На телевидение, в центральную прессу никого из нас не пускают. Когда 9 Мая мы готовили в Киеве митинг-реквием, на нас напали праворадикалы. Нас избивали, меня бросили наземь, топтали ногами. А полиция стояла и со стороны наблюдала. Потому что националистские бандформирования действуют в унисон с властью или под ее прикрытием. Для нашей оппозиционной партии ныне наступили очень тяжелые времена. 

культура: Вы редко приезжаете в Россию. Не появляетесь в политических ток-шоу, где бывают многие украинские политики. Почему?
Витренко: На передачи меня постоянно приглашают. Но там предполагается обсуждать острые вопросы в прямом эфире. А после этого мне возвращаться на Украину. И как потом не только остаться в живых, но и продолжать политическую деятельность? Бузина уже пример показал. Активно выступал на российских каналах — и его убили. Я не намерена глупо рисковать собой и нашим движением, партией, не хочу повторить судьбу Бузины. И еще важный момент: мне неинтересно быть говорящей головой в ток-шоу, чтобы кого-то развлекать. Я ученый, политик. На Украине веду ту деятельность, которая мне по силам.

культура: А как, на Ваш взгляд, Украине выйти из нынешнего тупика? 
Витренко: О программе выхода из кризиса я и говорить не хочу. Программу нужно предлагать тем, кто может ее воспринять и реализовать. Киевский режим этого делать не станет — так что не следует метать бисер перед свиньями, как сказано в Библии. 

Однако, замечу, что касается партийной политической позиции, мы убежденные социалисты. Мы видим, как весь мир задыхается в тисках капитализма. Посмотрите, что происходит с человечеством: постоянные конфликты, войны, плохая экология. Но все проблемы разрешимы, если во главу угла ставить принципы социальной справедливости. Не погоню за прибылью, не страсть к наживе узкого числа лиц, а стремление к росту благосостояния всех работающих, всего населения. Также важна мощная соцзащита тех, кто не может работать или кто уже отработал положенный стаж, — у них должна быть достойная пенсия. 

культура: Как будет развиваться ситуация в Донбассе? 
Витренко: Соцопросы показывают: 65 процентов населения Украины требуют в отношении проблемы Донбасса поиска компромисса, а не силового решения. Такие же требования раздаются и со стороны мирового сообщества. Это норма Минских соглашений. Парламент Украины должен принять соответствующие документы. Но этого не делается. Власть плевать хотела на нужды сограждан. И какой выход? Если не мир, значит война. Вот почему непрерывно идут учения резервистов, а в бюджет на военные нужды закладывается астрономическая сумма. Это кандалы для нашей экономики. Существующая власть — власть войны. 

культура: Реально ли убедить Ваших соотечественников в том, что Россия не враг, что наши страны обречены на интеграцию?
Витренко: Вы помните, как уродовалось сознание жителей Украины? Через СМИ, через заказных ученых навязывались и вдалбливались ложные идеи. Сейчас все информационное поле по-прежнему засеяно только бандеровцами и американцами. Более того, в школах уже с первого класса детям внушают ценности тех, кто был на службе у Гитлера, палачей народа Украины, Белоруссии и России. И на этих примерах воспитывают юные поколения. Школы, вузы, наука, кинематограф, телевидение — все это отдано лишь бандеровской идеологии. Здоровым силам нужно отбирать информационное пространство. Я записываю свои передачи, размещаю их в интернете. Другого выхода нет. Надо бороться за сознание населения в целом. Однако без содействия других государств Украина эту беду не одолеет. Посмотрите на опыт нацистской Германии. Если бы не было антигитлеровской коалиции, немецкий народ не очистился бы от скверны нацизма. Украинцам нужна помощь мирового сообщества — осознанная, продуманная, масштабная. Иначе мы и дальше будем вымирать или убегать из страны, задавленной страхом и ложью. Боязнь завтрашнего дня тяготеет над каждым жителем Украины.