Урбанизм с человеческим лицом

Андрей САМОХИН

05.07.2016

В ЦВЗ «Манеж» отшумел VI  Московский урбанистический форум‑2016 под эгидой столичного правительства. Традиционная встреча международных специалистов по архитектуре, экономике, управлению и развитию городов на сей раз была посвящена теме «Быстрорастущие мегаполисы: технологии динамичного развития». В Белокаменную съехались порядка 120 муниципальных менеджеров и экспертов, в том числе из Европы, США, Китая, Индии и Японии. Более 80 официальных делегаций обсудили десятки аспектов современного урбанизма.

«Мегаполисы становятся центрами притяжения инвестиций… финансовыми центрами для развития стран», — ​подчеркнул мэр Москвы Сергей Собянин на открытии форума. Он отметил, что «точечные решения в городе мало что дают», постулировав необходимость проектов, «которые касаются миллионов людей». Несколько парадоксально, но вместе с тем чрезвычайно точно прозвучала мысль: «В крупных городах все проекты являются мегапроектами — ​от благоустройства двора до посадки деревьев». При этом столичный градоначальник напомнил, что для их реализации «всегда нужен диалог и компромисс». Собянин уверен: на наших глазах рождается стиль урбанизма, «новый-старый, забытый тренд», чью суть «можно выразить одной фразой — ​города для людей», причем он набирает силу в мегаполисах, «которые, казалось бы, никогда не будут предназначены для обычной человеческой, комфортной жизни».

Здесь будет город-сад…

Экспозиция в основном зале Манежа стремилась зримо подтвердить тезисы мэра: с одной стороны, увлечь участников живыми картинами и деталями футуристического «города-сада», в каковой скоро превратится Первопрестольная, с другой — ​объяснить москвичам, почему им сегодня приходится терпеть конкретные неудобства из-за повсеместной реконструкции дорог, улиц, бульваров и площадей.

Мегапроекты московского призыва проходили сквозной линией через экспозиционные стенды, пленарные заседания, круглые столы, презентации и «мозговые штурмы». Например, программа «Моя улица», из-за чего ныне перерыто полстолицы, смело оправдывалась сказочными трансформациями привычных для жителей мест в отдельном павильоне «Город будущего». А подробнее — ​с цифрами в руках — ​об этих метаморфозах на круглом столе поведал заместитель мэра в правительстве Москвы по вопросам ЖКХ и благоустройства Петр Бирюков. По его свидетельству, до сентября основные работы завершатся, дойдя до Боровицкой площади. Глубокой реконструкции в 2016-м подвергнутся более 50 улиц общей протяженностью 120 км. Вложено 23 млрд рублей из городского бюджета. При этом отдельные, не столь грандиозные труды продолжатся еще два года… Важным аспектом было создание рекреационного пространства: скверов, парков, зон отдыха во дворах. «Мы пытались учесть мнение горожан», — ​поделился Бирюков, сообщив, что на интернет-портале «Активный гражданин» на тему изменений голосовало более миллиона москвичей — ​90 процентов дали свое добро преобразованиям по плану мэрии.

Городские начальники презентовали достаточно интересные, хотя и не всегда бесспорные в деталях, проекты. Скажем, сооружаемый сейчас ударными темпами уникальный высокотехнологичный ландшафтный парк «Зарядье» на месте бывшей гостиницы «Россия» — ​вроде бы всем хорош. Да не совсем… Архитектурный эскиз входящего в этот комплекс футуристического «выносного моста» над Москва-рекой вызывает у защитников исторического наследия настоящую оторопь. Любопытно, хотя тоже не без оговорок, создание парка развлечений DreamWorks — ​этакого московского Диснейленда в Нагатинской пойме — ​пустующей ныне промзоне ЗИЛа, убитого реформами 90-х. Там обещают появление более 4000 новых рабочих мест. Кроме детского парка, планируются концертный зал, гостиничный комплекс и яхтенная школа.

По заверениям московских чиновников, столицу в самом скором времени ждет 120 км благоустроенных набережных, возведение пяти крупных стадионов, включая кардинальную перестройку «Лужников», и разбивка около 50 новых зеленых скверов в жилых районах.

Смешанные чувства вызывает программа преображения старых советских кинотеатров, озвученная Сергеем Собяниным. Многие ведь сейчас откровенно брошены или сдаются случайным арендаторам. Предполагается использовать здания под «досуговые центры» для населения. Окажутся ли там в итоге кружки юных техников и детские музыкальные студии — ​или же поселятся коммерческие предприятия сферы услуг? Время покажет.

Другой пример, также вызывающий некоторое волнение, — ​одна из старейших в Москве ГЭС‑2 на Болотной набережной, построенная в начале ХХ века по проекту архитектора Василия Башкирова. Давно утеряв свое «электрическое» значение, она отдана инвестору под «музейно-образовательный комплекс «Академия современного искусства». Чем станут наполнять его галерейщики, пока никому не известно. Возможно, это будет великолепный и действительно новый пример арт-использования уникального пространства. А может — ​очередное издание «Винзавода», дающего порой площадку для инсталляций настоящих русофобов. Почему бы не попробовать хотя бы в части исторического промобъекта организовать интерактивный музей истории электрификации Москвы, как это успешно делается во многих городах старой Европы?..

По «железке» и по «воздушке»

Отдельного внимания заслуживает масштабная транспортная революция в Москве. До конца года запланировано открытие Малой кольцевой железной дороги (МКЖД) длиной 54 километра. Это реконструированное наземное кольцо, построенное еще в 1908-м вокруг тогдашних границ города для грузовых перевозок. Нынешний пассажирский вариант связан с метро: туда можно будет пересесть частично через крытые переходы.

Мэр наименовал создание МКЖД «ключом к освоению депрессивных территорий в средней части Москвы», прибавив метафору: «ржавый пояс» города должен стать «золотым». Не в смысле себестоимости его строительства, а поскольку не только разгрузит подземку и «наземку», но и даст новое дыхание промышленным зонам, примыкающим к железной дороге.

В рамках дискуссии «МКЖД. Roadmap обновления промышленного кольца Москвы» гендиректор АО «Московская кольцевая железная дорога» Владимир Машкин сообщил, что благодаря реализации проекта не придется ездить через центр в соседние районы. Соответственно, москвичи и гости столицы смогут сократить время пути по некоторым маршрутам в полтора-три раза. Он также отметил, что при реконструкции территорий МКЖД, проходящих часто по жилой или гаражной застройке, полностью учитывались интересы горожан.

Машкин рассказал, что адаптированные для использования в мегаполисе поезда «Ласточка» будут курсировать с 5.30 утра до 1 часа ночи с интервалом до 6 минут в пиковые наплывы. На 17 станциях пассажиры смогут пересаживаться на МКЖД с метрополитена и наоборот — ​бесплатно в течение 90 минут с момента первого прохода. Торжественное открытие дороги запланировано на сентябрь.

«Пуск МКЖД — ​один из самых важных элементов программы по созданию комфортного города для москвичей», — ​подчеркнул первый заместитель руководителя департамента строительства столицы Петр Аксенов.

Разумеется, экспонировались и обсуждались на Urban Forum и подходы к решению весьма болезненной проблемы автомобильного трафика. Меры по предотвращению «тромбоза» городских артерий становятся все более «хайтековскими». В планах московского правительства в ближайшие два-три года окончательно связать железные дороги, гортранспорт и метро в единую сеть, автоматически подстраивающуюся под изменения ситуации с трафиком, дабы минимизировать время ожидания пассажиров.

В Манеже участники и гости форума воочию увидели, как работает трехмерная система онлайн-наблюдения за автодвижением в Москве, основанная на управлении «большими данными» (big data). Надев специальные очки, можно было полетать над столицей по «направляющим» сети видеокамер наземного и воздушного базирования. Как в Google Планета Земля у летающего есть возможность приземлиться в местах заторов, осмотреться, получить с опережением прогноз о длительности предстоящей пробки.

Жаль, что у автомобилистов пока нет такой опции, впрочем, в любом случае — ​перелетать вместе с машиной на альтернативную трассу пока не научились. Немного скрасить эту суровую быль поможет озвученный на форуме факт: еще в 2014 году столица уступила сомнительную «честь» мирового лидерства по транспортной загруженности, спустившись ныне в этом антирейтинге на пятую позицию после Мехико, Бангкока, Стамбула и Рио-де-Жанейро.

Кроме тотальной реконструкции магистралей и внедрения мультимодальной системы общественного транспорта, на форуме всерьез обсуждалась возможность строительства в Белокаменной Hyperloop — ​сверхскоростных вакуумных персональных капсул, позволяющих за несколько минут переносится на десятки километров. Эта идея американского предпринимателя Илона Маска, несмотря на фантастичность, кажется, недалека от практического воплощения. И почему бы, собственно, не в Москве? Новацию приветствовал замминистра транспорта РФ Николай Асаул, участвовавший в презентации. Он только заметил, что Hyperloop нужно научить перевозить не только пассажиров, но и грузы.

Однако гораздо ближе к реализации проект «Стрела» — ​вагоны, передвигающиеся со скоростью до 80 км/ч по рельсу-подвеске, проложенному по бетонным опорам на средней высоте 4,5 метра от земли. Придуманное и сконструированное в Германии по технологии H-Bahn «воздушное метро» давно перевозит пассажиров в нескольких немецких городах. «Русским техническим обществом» при инвестиционном обеспечении ГК «Мортон» проект был основательно переработан под наши условия и ныне уже воплощен в виде опытного километрового участка под Красногорском. «Воздушке» не нужны специальные мосты, новые трассы проходят крутые уклоны, овраги и реки. Особо ценно также, что не потребуется сносов в районах с плотной застройкой, подвесная дорога не занимает улиц, а пассажирские станции легко интегрируются в существующие здания.

Мегаполис как технология

На многочисленных мероприятиях форума обсуждались различные технологические и управленческие аспекты развития крупных городов. Речь шла и о чистой, возобновляемой энергетике, переход к которой во многих сторонах жизни становится все более насущным. Толковали о технологии адаптивной архитектуры, новой идеологии блочно-модульного строительства, о конкуренции городов за хай-тек инвестиции и технопарках как драйверах научно-технического прогресса мегаполисов, а за ними и целых государств. На круглом столе, посвященном этим проблемам, было озвучено, что в Москве действует уже 20 технопарков суммарной площадью около 750 000 кв. метров. А в ближайшие годы их количество утроится.

Глава департамента науки, промышленной политики и предпринимательства Москвы Олег Бочаров подчеркнул, что «технопарки должны быть центрами генерации идей, новых компаний, технологий. Лишь это позволяет объекту считаться технопарком. В Москве 120 высокотехнологичных вузов. Но у них нет выхода на рынок, задача на перспективу — ​эту ситуацию изменить». Другой участник круглого стола, гендиректор ЗАО «Научный парк МГУ» Олег Мовсесян уточнил: «Мы все ниже спускаемся по «возрастной лестнице» — ​сначала работали с учеными, потом со студентами, а сейчас уже со школьниками». Суть этой деятельности он определил в инфицировании юных ученых и инженеров «бациллой предпринимательства», в результате чего они, по его мнению, вступят на правильный путь успеха.

Участники форума отмечали, что все большую роль приобретает восприятие города, формирующееся в цифровой среде, а общественное пространство превращается в «интерактивную технологическую платформу». Правда, здесь возникает интересный вопрос: какую роль такая концепция отводит горожанам — ​продвинутых пользователей этой «платформы» или же ее проводков и колесиков?

О городском социуме и взаимодействии с ним муниципальных властей зашел, в частности, разговор на пленарном заседании «Как сделать город технологической Меккой?» Асаф Замир — ​молодой заместитель мэра Тель-Авива — ​упомянул, что после внедрения автоматической системы оповещения всех жителей через смартфоны о предстоящих слушаниях по строительству или реконструкции того или иного объекта, на такие мероприятия стали собираться не десятки, как ранее, а тысячи человек. В голосовании по важным вопросам теперь участвует онлайн почти каждый горожанин.

На других круглых столах обсуждалась возросшая роль в жизни мегаполисов малоизученных групп, таких как мигранты, виртуальные сообщества, творческие субкультуры. Также отмечалось, что значительно усилилось восприятие и брендинг городов через интернет.

На московском Urban Forum традиционно презентуются несколько научных исследований как по местной проблематике, так и в целом — ​по теме быстрорастущих мегаполисов. Большой интерес специалистов в этом году вызвали доклады-исследования: «Городское развитие и планирование: глобальные тренды и актуальные практики», подготовленное Международным сообществом планировщиков (ISOCARP); «Города, основанные на данных» (PricewaterhouseCoopers); «Конкурентные города» (Всемирный банк) и другие.

Развивать — ​сохраняя

В последнее время укрепляется тренд «гибкого подхода» к генеральному планированию мегаполисов. Так, в этом году намечено откорректировать Генплан Москвы в части развития новых территорий и правил землепользования. «Можно сказать, все точные планы, которые рисовались каких-нибудь 15 лет назад, морально устарели, — ​разъяснил Сергей Собянин. — ​Сегодня мы стараемся создать план на 20–30 лет вперед, но я уверен, что уже через пять лет его вновь придется переделывать. Настолько большая динамика развития, настолько быстро развиваются технологии, что мгновенно устаревают представления о развитии городов… Поэтому я считаю, что главное — ​не Генплан, а именно комплексные программы развития тех или иных направлений».


Заместитель мэра столицы по вопросам градостроительной политики Марат Хуснуллин уточнил на форуме, что поправки в правила землепользования и застройки, а также Генеральный план «старой» Москвы будут опубликованы для публичного обсуждения, которое продлится до конца декабря.

Острым вопросом при таком «гибком генпланировании» остается неприкосновенность охранных культурно-архитектурных зон и отдельных исторических зданий, продолжающих порой подвергаться малограмотной реконструкции, а то и сносу. Это при том, что на реставрацию других архитектурных памятников градоправителями действительно ежегодно тратятся немалые средства, и положительные результаты заметны.

Некоторые заграничные эксперты поведали московским коллегам о том, как в европейских городах удается двигаться вперед, не разрушая прошлого.

Интересное наблюдение: на прошедшей встрече экспертов бросалась в глаза смелая устремленность докладов и дискуссий в будущее, обилие «продвинутой» терминологии с англицизмами и «экономизмами» — ​в стиле Высшей школы экономики. Увы, о сохранении исторической Москвы, не только в плане ее туристической привлекательности и оцифровки объектов наследия, но сбережения традиций, памяти, сакрального значения Первопрестольной, не говорилось практически ничего. Видимо, просто не тот «формат».

Москва, как много в этом…

Впрочем, подавляющее большинство иностранных участников, судя по всему, остались довольны — ​и уровнем, и направленностью форума. И хотя многие из них не в первый раз в российской столице, они не преминули выразить удивление и восхищение происходящими трансформациями.

«Москва меняется, и меняется быстро: достаточно прогуляться по ней, чтобы понять, какие перемены произошли в этом городе, и я снимаю шляпу перед командой Сергея Собянина», — ​сказал экс-министр по вопросам городской политики Парижа Морис Леруа. «У наших столиц много общих проблем, но я вижу, как Москва на глазах превращается в смарт-сити, город будущего», — ​добавил он.

Руководитель департамента национальной политики, межрегиональных связей и туризма Владимир Черников, в свою очередь, озвучил красноречивые цифры: «Число туристов, посетивших Москву, с 4 млн в 2010-м вырастет в 2018 году до 19,5 миллиона. Я думаю, будет и больше, при этом доля гостей, приезжающих в связи с конкретным культурным событием, каким-нибудь фестивалем или конгрессом, уже поднялась с 1 до 10 процентов». «Это связано с вниманием, которое стало уделяться данному вопросу», — ​добавил Черников. Пожалуй, в расчет попало и предстоящее через два лета футбольное первенство планеты — ​глобальное мероприятие, традиционно привлекающее миллионы болельщиков со всего света. Москва на нем будет представлена двумя стадионами — ​«Лужниками» и «Открытие Ареной».

На самом форуме также не оставляли без внимания «гостевое» дополнение к деловой части — ​Мосурбанфестиваль. В этом году он даже на сутки опередил открытие деловой программы и продлился пять дней. Более 40 акций — ​лекции, кинопоказы, экскурсии, мастер-классы — ​прошли на нескольких площадках, включая ЦВЗ «Манеж», ВДНХ, парк им. Горького, «Музеон». Вместе с москвичами в интерактивных шоу поучаствовали приезжие эксперты — ​ведущие спикеры собрания.

Получив заряд положительных эмоций, гости из Белокаменной разъехались. А здесь остались хорошо известные проблемы и вполне понятные задачи. Впрочем, кому же, кроме москвичей, их и решать?