29.06.2016
культура: Сейчас наконец-то стали все отчетливее понимать, что искусство, литература, кино, музыка, театр — не сфера развлечений, которая должна существовать по законам рынка, а то, что определяет качество человеческой личности. Общества в целом.
Толстой: Я думаю, что невозможность «рыночных» подходов к культурной, духовной жизни человека и общества осознавалась всегда. Просто должно было пройти некоторое время, чтобы призрак «коммунистической идеологии» перестал нас пугать.
Собственно, главная особенность «Основ государственной культурной политики» и заключается в разведении принципов экономического развития страны и подходов к гуманитарному, культурному аспекту общественного развития. Но именно отказ от восприятия культуры как отрасли экономики и восприятие ее как основы формирования, существования и развития человека и общества и составляет самую большую трудность в реализации утвержденных в декабре 2014 года «Основ».
Как раз здесь роль Совета по культуре и искусству становится еще важнее, чем, может быть, при разработке самих «Основ». Сегодня нам необходимо вовлечь в эту работу как можно больше людей. И не только деятелей или работников культуры, но всех тех, для кого и ради кого культура существует. Ведь именно «широкое» понимание культуры как всех сторон нашей жизни, которые формируют душу, нравственность, ум, мораль, способность к творчеству, к созиданию, требует, чтобы такую культурную политику воплощали все мы вместе.
Так что разработку «Основ государственной культурной политики» можно считать на данный момент кульминацией работы Совета, но впереди еще много дел и трудов.
культура: А когда и с чего начиналась работа Совета?
Толстой: Совет был создан 1 июля 1996 года, во многом благодаря усилиям Сергея Николаевича Красавченко, ставшего первым секретарем Совета. Как и все иные советы при главе государства, Совет по культуре и искусству — это консультативный орган. Его главная задача информировать президента страны о процессах в культуре страны, формулировать идеи и предложения, связанные с культурной жизнью России.
За время существования Совета в него входили самые известные люди культуры, многих из них, к сожалению, уже нет с нами: Кирилл Лавров, Виктор Астафьев, Григорий Бакланов, Эльдар Рязанов, Юрий Никулин. Из действующих «старожилов» сейчас с нами директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, председатель СТД Александр Калягин, дирижер, скрипач Владимир Спиваков, искусствовед, историк архитектуры Дмитрий Швидковский. Давно и плодотворно работают в Совете Валерий Гергиев, Евгений Миронов, Олег Табаков, Валентин Юдашкин, Юрий Башмет.
Мне кажется, что нынешний состав очень яркий, деятельный. Представлены практически все области культуры, и не только светской, но и православной: наместник московского Сретенского монастыря, епископ Тихон (Шевкунов), писатель и критик Валентин Курбатов, координатор движения «Архнадзор» Константин Михайлов, кинорежиссер и руководитель «Мосфильма» Карен Шахназаров. В Совете и главный редактор газеты «Культура» Елена Ямпольская — ее яркие и содержательные выступления всегда вызывают живой отклик. С 2012 года у нас представлена и региональная культура: Ренат Харис из Татарстана, Мариян Мугадова из Дагестана, от Сибири — Константин Рехтин.
Сложилась такая атмосфера в Совете, когда разные точки зрения, разный профессиональный опыт складываются во взвешенные и разумные решения.
культура: Какие, например?
Толстой: Ну, скажем, формирование списка претендентов на присуждение государственных и президентских премий. Поверьте, это психологически и эмоционально непростой процесс. Но удается уравновесить мнения, максимально исключить односторонность, обеспечить объективность. Сравнивать заслуги и достижения столь разных художников, как Александр Сокуров или руководитель Кубанского казачьего хора Виктор Захарченко, почти невозможно. Но стараемся и приходим к взвешенным решениям.
Вообще, Совет сыграл существенную роль в формировании современной системы государственных премий. В 2004 году эта система была серьезно реформирована, и сегодня присуждаются Государственные премии в области литературы и искусства, с 2006 года — Государственная премия за выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности. Лауреатами этой премии становились Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, Александр Солженицын, Валентин Распутин, Евгений Примаков. С 2011 года премии президента России получают молодые деятели культуры, с 2013 года — авторы произведений литературы и искусства для детей и юношества.
К введению Дня работника культуры, объявлению Года культуры, Года литературы, Года российского кино Совет тоже имел непосредственное отношение.
культура: Что же нас ждет после Года кино?
Толстой: Сейчас обсуждается предложение Александра Калягина объявить 2018-й Годом театра. Мне думается, что русский театр в полной мере заслужил такой год.
Надо сказать, что при ощущении некоторой формальности в объявлении таких тематических годов в действительности они приносят совершенно очевидную и ощутимую пользу. Год культуры — «Основы государственной культурной политики», Год литературы — книжный фестиваль на Красной площади, его за 3 дня посетили 200 тысяч человек, купившие более 500 тысяч книг, Год кино — проект создания малоформатных кинотеатров в городах с населением менее 100 тысяч. Надеюсь, что, несмотря на все финансово-бюджетные проблемы, этот проект будет реализован. Дать людям возможность смотреть кино в кинотеатре — это важнейшая задача.
Я бы слукавил, утверждая, что сегодня в культуре стало больше денег. Это не так. Умение жить по средствам — одна из черт национального характера. Важно, что культура все больше понимается властью и обществом как национальная идея России.
культура: Все, о чем Вы говорите, — инициативы «сверху». А «снизу» предложения есть?
Толстой: Инициативы «сверху» рождаются из идей и предложений, рожденных «внизу». Собственно, Совет по культуре и искусству и есть то звено, которое соединяет потребности людей и профессиональных культурных сообществ с уровнем принятия государственных решений. Поверьте, никакого «идеологического диктата» сегодня нет и быть не может.