13.04.2016
О себе Альберт Леонидович говорил скромно: «Меня глубоко волнуют не только «пики» актерской профессии, моменты заветнейших озарений, какие не так уж часто дарит нам судьба, но и будни с их скромными задачами и скромными достижениями».
Пиками Филозова стали легендарные работы в спектаклях Анатолия Васильева. «Первый вариант «Вассы Железновой», «Взрослая дочь молодого человека» — звездный час актера и столичного Драмтеатра Станиславского.
Экранная судьба тоже складывалась достаточно счастливо — Филозов сыграл более ста ролей. Скромного бухгалтера — «Тихоню» начали узнавать на улицах к середине семидесятых. В 80-х «доброго дядю» из «Вам и не снилось», Оскар Перекати-Поле из «Расмуса-бродяги», мистера Бэнкса из «Мэри Поппинс, до свидания!», учителя из «Черной курицы...» знали даже дети.
Он тщательно исследовал доверенный образ, искал в заданных обстоятельствах существования частный, внутренний сюжет. И когда находил, озарялся счастливым светом. Он умел делиться тайным знанием о человеке — тщательно, слой за слоем находя краски, представить персонажа в неожиданно теплом или беспощадном свете. Эти черты Альберта Леонидовича сумели разглядеть Игорь Шатров («И это все о нем»), Валерий Рубинчик («Дикая охота короля Стаха»), Алов и Наумов («Тегеран 43»), Владимир Краснопольский и Валерий Усков («Ночные забавы»).
«Культура» предлагает вниманию читателей фрагменты интервью, взятого у Альберта Филозова несколько лет назад нашим парижским корреспондентом Юрием КОВАЛЕНКО.
культура: Вся страна смотрела «В круге первом» с Вашим участием. Сами видели эту экранизацию?
Филозов: Я застал одну серию и в общем доволен. Фильм неторопливый, несовременный — в нем нет обязательных для зрителей увлекательных ситуаций. Есть над чем подумать.
культура: Телеверсии классики — хорошо ли это?
Филозов: Хорошо — хотя бы потому, что сейчас люди ничего не читают. И когда на экране прошел «Идиот», все резко взялись за Достоевского. Так можно привлечь народ к книге.
культура: Вам самому нравится сниматься в сериалах?
Филозов: По-разному. Все зависит от того, кто их делает. Скажем, когда мы снимали с Владимиром Фокиным «Пятого ангела», мне было удивительно интересно. Фокин всегда работает без всяких скидок. Сейчас же сериалы часто снимают молодые люди, которым нечего делать в кино. В таких случаях испытываю чувство неловкости за профессию. И сожалею, что приходится в этом участвовать. Но тут уж ничего не поделаешь. Если перестанешь появляться на экране, тебя забудут.
культура: Есть ли какая-то роль в кино или в театре, которая прошла мимо Вас? Скажем, король Лир?
Филозов: «Короля Лира» поставил Дима Крымов в театре Анатолия Васильева. Он называется «Три сестры». Я когда увидел программку с названием, то подумал: «Так при чем тут Шекспир?» Оказывается, это сестры Корделия, Гонерилья и Регана. Плюс король Лир и шут. Спектакль о взаимоотношениях стариков и молодежи. Сестер играют три молоденькие прелестные девочки. Мне досталась роль шута. И то, что я занят в этой постановке, считаю своим самым большим сегодняшним достижением. Но, вообще-то, к сожалению, я очень мало играл классики.
культура: Столичные театры сейчас на подъеме?
Филозов: Принято считать, что наш театр всегда в кризисе, однако впоследствии — как кто-то сказал — выясняется, что этот кризис и был периодом подъема.
Сейчас зритель — особенно в Москве — пошел избалованный. Если раньше Петербург считался холодным, академическим, имперским городом, а Москва была городом душевным, то сейчас все переменилось. Как ни странно, столица отторгает многие сложные и умные вещи, размышления о происходящем. Москва жаждет развлечений. Даже в МХТ все спектакли теперь шибко развлекательные. То ли жизнь стала такая, то ли люди не хотят больше задумываться над проблемами.
культура: Ни один актер не застрахован от штампов...
Филозов: Наверное, нет. Но, может быть, я не вполне профессиональный артист. Не могу похвастаться большой зрительской любовью. Конечно, есть публика, которой нравится моя индивидуальность, и все-таки мне часто приходится бороться со зрителем за симпатию к себе и к своему персонажу. Именно поэтому я, быть может, менее заштампован. Считаю, что если публика не идет на спектакль, виноват в этом я.
культура: Чем отличается молодое актерское поколение от «стариков»?
Филозов: Оно более импульсивно, предпочитает «экшн». Мы, наверное, тоже такими были. Помню, когда пришел в театр, не мог понять, почему «старики» так долго репетируют, о чем так долго размышляют, когда все так просто и ясно.
культура: Вам всю жизнь везло на прекрасных дам — на сцене и в семейной жизни. У Вас есть какое-то заветное слово или отмычка к женским сердцам?
Филозов: Я просто люблю красивых женщин. Такими были все мои партнерши. Наверное, они чувствуют эту любовь, интерес и внимание, и поэтому мне везет.
культура: Вы человек глубоко верующий…
Филозов: Люди должны ходить в церковь регулярно, независимо от того, верят они или не очень. В этом есть некая духовная дисциплина. Я пою в хоре в маленькой церкви под Подольском на станции Силикатная — мне батюшка дал такое послушание. Мне так от этого хорошо, что иногда становится страшновато. Боюсь, как бы эстетическое удовольствие не подменило веру. Батюшка постоянно повторяет, что возрождение жизни государства начинается с общины, и он прав.