07.04.2016
культура: Находите время наблюдать за главными стартами сезона?
Бутырская: Обязательно. Фигурное катание — это мое, родное. На чемпионате мира особенно пристально смотрела за катанием девочек. Любопытно было, чем завершится спор сильнейших мужчин. За парами тоже слежу, а вот танцы меня не очень интересуют.
культура: Как оцениваете итоги чемпионата?
Бутырская: Все наши девушки — просто красавицы. Боролись до последнего. Не дрогнули в решающий момент. Если бы соревнования проходили не в США, Аня Погорилая вполне могла получить «серебро» и стоять на пьедестале почета на одну ступеньку выше. Все же американка Эшли Вагнер делала недокрученные элементы. Так нельзя. Наша фигуристка была сильнее. В любом случае все откатались великолепно: и Медведева, и Погорилая, и Радионова. Из мужчин хочется отметить Михаила Коляду. Молодой спортсмен остановился в шаге от подиума. Может, это и к лучшему. Теперь будет дополнительная мотивация на следующих стартах. Надеюсь, в мужском одиночном катании у нас появился фигурист, способный выступать надежно и без срывов. О Максиме Ковтуне не скажу ни хорошо, ни плохо. Промолчу…
культура: Среди наших одиночниц сейчас жесточайшая конкуренция за место в составе. Это благо для сборной?
Бутырская: Здесь двоякая ситуация. Вроде бы замечательно, что работает своего рода конвейер по производству чемпионок, но в то же время жаль, что девочки не успевают насладиться пребыванием на вершине. Слишком быстро проходит их слава. С таким ударом судьбы не каждая смирится. Психологическая нагрузка очень высокая. Когда мы катались вместе с Ирой Слуцкой, все было иначе. На протяжении многих лет боролись за высокие места. Сейчас же в 15–16 лет девушки «выстреливают», а у них за спиной еще более молодые и дерзкие. Они буквально «выталкивают» предыдущих. Это уже не женский спорт, а юниорский, пусть и весьма красивый.
культура: Подростки наступают?
Бутырская: Поймите правильно, тут нет ничего плохого, просто школьницы, по сути, не успевают стать настоящими женщинами на льду, поскольку их вытесняют совсем юные конкурентки.
культура: Теперь подруги по команде равняются на Евгению Медведеву?
Бутырская: Хореография Медведевой мне очень нравится, а прыжки все же лучше у Туктамышевой. Такой уверенности в данном элементе, как у Лизы, у Жени пока нет. Евгения — умная девушка, ее подход к делу вызывает уважение. Но я не поручусь, что вскоре нынешнюю приму не сместят с пьедестала. Позади целая армия амбициозных фигуристок. Недавно завершились соревнования девочек 2003–2004 годов рождения в Москве. Минимум десять участниц исполняли тройной лутц и тройной тулуп. Все красиво катаются и классно прыгают.
культура: Почему у мужчин-одиночников и близко нет подобных успехов?
Бутырская: Мальчиков стало меньше с тех пор, как в хоккейные секции начали набирать с более раннего возраста. Поэтому в нашем виде спорта ребята попадают в тепличные условия. Вот принимают тесты по скольжению. Девочке — незачет. А мальчику надо помочь. У нас же недобор. Будущие мужчины, словно хрустальные вазы, которые нельзя потревожить. Они с детства ощущают себя звездами. А у девчонок что-то не получается — сразу под зад ногой.
культура: Нынешним лидерам мужской сборной не хватает стабильности. Они не способны одинаково откатать две программы, обязательно следует сбой. В чем причина?
Бутырская: Никогда не работала с ребятами. Мне трудно понять их психологию. Видимо, не совсем правильно построен тренировочный процесс. Ранее у звезд, вроде Урманова и Ягудина, подобных проблем не наблюдалось.
культура: Сегодняшнее поколение болельщиков привыкло к многочисленным победам девушек, но так было не всегда. Вы первая из россиянок взяли «золото» на чемпионате мира в 1999-м. После успеха в Хельсинки не поймали звездную болезнь?
Бутырская: Мне было 26 лет. В этом возрасте «крышу» не сносит. Просто испытывала счастье от того, что стала чемпионкой. Смогла достичь поставленной цели. Жизнь сразу показалась более приятной штукой (улыбается).
культура: В том году Вам не было равных. Помимо триумфа на первенстве планеты, выиграли чемпионат Европы. Столь резкий взлет многие специалисты связывают с тренером Еленой Чайковской…
Бутырская: Действительно, главные победы одержала под ее руководством. Хорошо помню наш первый разговор на тему сотрудничества после континентального первенства 1997 года в Париже. Все пошли на банкет, а я осталась в номере. Мне праздновать было нечего — заняла четвертое место. Елена Анатольевна тоже уклонилась от шумного мероприятия. Удачное совпадение. Спросила разрешения зайти и прямо с порога заявила, что хочу у нее кататься. Когда возвращались домой, в самолете сидели уже вместе и строили планы на будущее.
культура: Чайковская — жесткий наставник?
Бутырская: Могла сказать очень резко, но ее слова помогали настраиваться на серьезную работу. Елене Анатольевне доверяла полностью, впитывала полученные знания, как губка. Ни на секунду не сомневалась, что результат обязательно придет. К началу ЧМ-99 была уже готова покорить главную спортивную вершину в карьере.
культура: Короткую программу выиграли очень убедительно.
Бутырская: Это моя «коронка». После столь удачного старта оставалось не оплошать в произвольной. В чемпионки многие прочили американку Мишель Кван, однако преимущество, полученное в первый день, позволило чувствовать себя спокойно. Выступила на одном дыхании. В концовке Чайковская, понимая, что побеждаю, стала кричать — прекрати прыгать! А я продолжала. После эмоционально поговорили. Со своей стороны объяснила, что в тот момент абстрагировалась от внешнего мира, для меня существовал только лед. Скажи мне через несколько минут вернуться на арену и вновь совершить прокат, без проблем бы повторила.
культура: Тогда в Хельсинки сбылась Ваша мечта?
Бутырская: Всегда хотела победить именно в состязаниях одиночниц. По-детски открыто заявляла: «В парном катании чемпионов так много, что их не успевают запоминать. А я буду лучшей среди женщин».
Однако побед могло и не быть, если бы не мама. Там, где тренировалась, часто не хватало льда, и мой первый наставник Ирина Евгеньевна Нифонтова говорила, что надо еще «подкатываться». И мама каждый день возила меня на санках на конькобежную дорожку — поздно вечером на ней никого не было. Она ничего не понимала в фигурном катании, но всегда подбадривала.
культура: В семь лет стали самостоятельно добираться на тренировки?
Бутырская: Да. На «мерседесах» меня никто не возил. Мы к тому моменту получили квартиру в Строгино, и приходилось ездить наземным транспортом с пересадками. Сначала трамвай, потом троллейбус. Занятие начиналось в семь утра, поэтому из дома выходила в половине шестого. После вечерней тренировки возвращалась затемно и просила меня встречать. Чаще всего это делала мама, иногда родственники выручали. Хотя раньше было спокойнее, нас не боялись отпускать одних на общественном транспорте. Сейчас ситуация изменилась. Моему старшему сыну восемь лет, и я не могу представить, чтобы он ездил без сопровождения. К тому же Влад гиперактивный ребенок. Стоит отвернуться, а его уже и след простыл. Когда мы с мужем уезжаем и сын остается с бабушкой или няней, им приходится несладко.
культура: Домашнее хозяйство не тяготит?
Бутырская: Спокойно к этому отношусь. Могу приготовить любое блюдо. Особенно удается борщ. Если его делать с душой, получается настоящее объедение. На соревнованиях за границей в свое время мне очень не хватало домашней еды, сильно по ней скучала.
культура: Представьте ситуацию: Вы с семьей оказались на необитаемом острове. Сможете накормить домочадцев из того, что окажется под рукой?
Бутырская: Для выживания на необитаемом острове необходимо знать ботанику и зоологию. Иначе можно отравиться. На съемках «Последнего героя» один из участников решил нас угостить лягушками. В итоге мы все слегли — те оказались ядовитыми. Поэтому предпочитаю использовать продукты из магазина. Завтрак, обед, ужин — все сделаю без проблем. Я вообще многое умею. Когда была сложная ситуация с деньгами, сама сшила шторы в комнату. Если надо, и свитер свяжу.
культура: Неужели есть на это время, ведь Вы не бросили фигурное катание и работаете тренером?
Бутырская: Стараюсь успевать везде. Считаю, наставник, как и спортсмен, должен начинать с азов. Моим подопечным в данный момент 13–15 лет.
Среди них два мастера спорта. До звезд им пока далеко, но моя задача развить по максимуму их потенциал и помочь реализоваться в спорте. Очень нравится работа, получаю от нее удовольствие, хотя порой приходится тяжело. Могу определенно сказать: кататься легче, чем тренировать.
культура: Подмечаете в работе коллег интересные элементы, чтобы потом использовать на занятиях со своими учениками?
Бутырская: Не люблю плагиата и не стану воровать чужие идеи. В то же время слежу за выступлениями ведущих фигуристов с профессиональной точки зрения, что неудивительно, ведь столько лет сама выступала на высоком уровне. Радуюсь, когда вижу программу со смыслом — красивую, сделанную с душой. Хорошая техника, все элементы исполнены безошибочно. Что может быть лучше?