Ирина Чазова: «В «Год сердца» не все ведомства были достаточно активны»

Александр РЫЛОВ

24.12.2015

В прошлом декабре Владимир Путин объявил 2015-й Национальным годом борьбы с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Тогда же в «Культуре» стартовала рубрика «Дела сердечные», посвященная реализации президентской инициативы. Сегодня мы пригласили подвести итоги, а заодно дать советы «к новогоднему столу» представительницу известной «медицинской» фамилии Ирину Чазову, главного внештатного специалиста-кардиолога Минздрава России, директора Института клинической кардиологии им. А.Л. Мясникова, члена-корреспондента РАН.

культура: Во что вылился Год сердца для самих кардиологов? 
Чазова: Первое, на что хочется обратить внимание, — отсутствие полноценного информирования граждан РФ по целому ряду национальных программ, нацеленных на профилактику и оздоровление. Зачастую именно поэтому у подавляющего большинства наших соотечественников сложилось стойкое убеждение, будто только кардиологи призваны в рамках этого проекта бороться с сердечно-сосудистыми недугами. Между тем медицинское сообщество подошло со всей ответственностью к выполнению инициативы президента России и не перекладывало обязательств на иные ведомства. Хотя предполагалось, что вместе с врачами, руководимыми Минздравом, должны приложить усилия и другие структуры. Подчеркну: профилактика вышеназванных заболеваний для снижения смертности имеет такое же значение, как, собственно, и своевременное и высококвалифицированное лечение. Но если лечить, действительно, могут лишь врачи, то успешную профилактическую работу реально проводить только совместными усилиями со СМИ, ведомствами, контролирующими образование, спорт, производство и продажу продуктов питания, строительство оздоровительных сооружений и так далее. Модель, где профилактика ССЗ становится общегосударственной задачей, переставая быть исключительно медицинской проблемой, сложилась в западных странах еще в 1960–1970-е годы и принесла замечательные результаты. Развитием этого направления в России стала так называемая концепция единой межсекторальной профилактической среды. В ее создании участвуют Минобразования, Минсельхоз, Минэкономразвития, другие учреждения и организации. Координатором же такой «среды здоровья нации» должен стать Минздрав. То, о чем я сейчас рассказала, уже воплощается в жизнь, правда, медленнее, чем хотелось бы. Так вот, кардиологи в Год сердца проделали большую и полезную работу, которая заключалась не только в лечении уже приобретенных заболеваний, но и в информировании населения о целесообразности здорового образа жизни. Зато другие ведомственные организации и структурные подразделения были, к сожалению, не столь активны. 

культура: А в чем заключалась эта работа?
Чазова: Во-первых, по всей стране в Год сердца прошли санитарно-образовательные акции. Во-вторых, многое сделано для улучшения диспансерного наблюдения больных ССЗ. В-третьих, за счет более рационального использования финансирования мы смогли увеличить число высокотехнологичных операций. 

культура: Можно ли уже сейчас понять, какую пользу получили пациенты от Года сердца?
Чазова: Пока мы подвели статистические итоги только на конец октября. Смертность от ССЗ составила 139,5 человека на сто тысяч россиян, это меньше, нежели годом ранее. На 2,2 процента уменьшился риск смерти по причине острых нарушений в кровеносных сосудах сердца и мозга. Как главному кардиологу России мне особенно приятно, что этой осенью мы перешагнули важный психологический порог. Ведь в последние годы из-за заболеваний, которые мы обсуждаем, в стране погибало 53–56 процентов наших соотечественников. Сегодня болезни сердца и сосудов хотя и остаются ведущей причиной смертности, но этот показатель снизился до 48 процентов. 

культура: Из всех проблем, стоявших перед российскими кардиологами в уходящем году, назовите, пожалуйста, самые острые, остающиеся приоритетными и в 2016-м?
Чазова: Меня очень тревожит, что сохраняется существенный разрыв в тех лечебно-диагностических возможностях, которые больные имеют. Например, в нашем институте, одном из ведущих в стране по направлению борьбы с ССЗ, и районных поликлиниках. Во многом это зависит от недостатка у поликлинических кардиологов знаний о современных методах борьбы с сердечно-сосудистыми недугами. Поэтому в Год сердца я и мои коллеги, продолжая традицию, существующую еще с первых лет работы нашего учреждения, а в прошлом году мы отметили 70-летие Института клинической кардиологии им. А.Л. Мясникова, провели во многих субъектах РФ школы для врачей-кардиологов, на которые нередко приходили и врачи смежных специальностей.

культура: Но помимо знаний, у докторов должны быть и материальные стимулы... 
Чазова: В западных странах, где многие кардиологи ведут частный прием, кто успешнее помогает пациентам, тот и более востребован, и соответственно больше зарабатывает. В нашем же преимущественно государственном здравоохранении с тех пор, как больные получили право менять поликлинику, к которой они прикреплены, складывается парадоксальная ситуация. Многие пациенты, используя свои источники, знают, к какому специалисту лучше обращаться. И выходит, что к «хорошему кардиологу» постоянная очередь и нагрузка на него несоизмеримо выше. Зато лечащий врач, который не обладает поддержкой «сарафанного радио» по разным причинам, напротив, трудится в комфортном режиме и даже может отдохнуть между приемами. А зарплата у обоих одинаковая. Вместе с Минздравом мы сейчас разрабатываем критерии оценки качества работы кардиологов. Стараемся решить эту задачу вместе с юристами и экономистами, поскольку хотим сразу привязать такие критерии к зарплатам и премиям для врачей. 

культура: Вы сказали, что в Год сердца ведомства, с которыми Минздрав сотрудничает в направлении профилактической медицины, были не столь активны, как кардиологи. В чем это проявилось?
Чазова: Например, в том, что у нас по сей день практически нет пропаганды здорового образа жизни в социальной рекламе в СМИ, на уличных щитах, упаковках продуктов. В западных странах такая реклама внесла огромный вклад в снижение смертности от болезней сердца и сосудов. У нас же с телеэкранов людей соблазняют рекламными слоганами, заказанными крупными международными брендами: «Покупая картофель фри, ты помогаешь детям!» То есть под богоугодным предлогом призывают употреблять пищу, вызывающую ожирение, противопоказанную не только больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями, но и большой категории пациентов в зоне риска. Напротив, о продуктах здорового питания наши телевидение и пресса рассказывают очень мало и часто не проверенную информацию.

культура: То же, наверное, относится и к культуре физической активности? 
Чазова: Безусловно. До Нового года осталось несколько дней, а затем — долгие каникулы со множеством застолий, об опасности которых говорилось не раз. Понимая, насколько это трудно — избежать диетических погрешностей за новогодним столом, хочу напомнить читателям «Культуры» о мощнейшем «противоядии», препятствующем набору лишних килограммов за январские каникулы. Сделайте своим девизом: «Ни дня без физической нагрузки». Прогулки в парке, лыжи, коньки, поход в бассейн...  

культура: Нынешнюю зиму синоптики предсказывают как неустойчивую, с резкими перепадами метеоусловий. Как вести себя сердечникам, чтобы избежать осложнений?
Чазова: Зимой во всех северных странах смертность от болезней сосудов и сердца неизбежно увеличивается. Впрочем, многое здесь зависит от самого пациента. В холодные месяцы необходимо особенно тщательно относиться к приему лекарств, назначенных врачом. Ни одного пропуска быть не должно. Если изменения погодных условий раз за разом вызывают все более сильные метеопатические реакции, надо немедленно бить тревогу. Многими исследованиями подтверждено, что резкие перепады температуры, атмосферного давления, влажности воздуха приводят к повышению давления крови, развитию инфаркта, инсульта и увеличению смертности. Конечно, специальных таблеток против метеозависимости пока не существует, но в ситуации, о которой я говорю, кардиолог может скорректировать лекарственную терапию, чтобы ослабить болезненные реакции на неустойчивую погоду и уменьшить риск осложнений. При этом больной должен быть очень внимательным к смене лекарств и строго следовать новым рецептам.

культура: Какие именно погодные изменения наиболее опасны для кардиологических больных?
Чазова: В зимнее время это резкие скачки температур. Быстрое и сильное вдыхание морозного воздуха сразу после выхода из домашнего тепла — мощнейший провокатор приступов стенокардии у людей, страдающих ишемической болезнью сердца. Поэтому в морозные дни лучше оставаться дома, а если все-таки выходите на улицу, старайтесь дышать через шарф. Вернувшись к теме новогодних застолий, замечу, что после приема алкоголя такой глоток морозного воздуха способен вызвать спазм коронарных сосудов и у здоровых людей. И еще сердечным больным надо избегать сезонных заболеваний, особенно гриппа, поскольку, как правило, они приводят к тяжелым осложнениям.

культура: Свежие фрукты и овощи, очень полезные для сердечников, сильно подорожали. Придется переходить на витаминные комплексы?
Чазова: Витамины в таблетках не являются полноценной заменой, поскольку овощи, фрукты, зеленые травы содержат несравненно больше полезных природных веществ, чем любое витаминно-минеральное комплексное средство. Бананы, киви, цитрусовые, виноград, как и огурцы и помидоры, действительно заметно подорожали, но я не советую сердечным больным делать акцент в питании на этих продуктах. Зато зелень, капуста и наши российские корнеплоды — редька, свекла, морковь — остались по ценам вполне доступными. То же можно сказать и о яблоках. Зимой они отлично обеспечивают организм витаминами, микроэлементами, клетчаткой — словом, целым набором веществ, которые ежедневно должен получать каждый человек. Лучше всего есть фрукты и овощи свежими, но и при домашних заготовках, например в квашеной капусте, полезные вещества в основном сохраняются. Однако если сердечники готовят их для себя, надо использовать как можно меньше соли.