Вероника Крашенинникова: «Против ИГИЛ нужно бороться всем вместе»

Татьяна МЕДВЕДЕВА

01.10.2015

Выступление президента России Владимира Путина в ООН, встреча с главой США Бараком Обамой, начало операции российских ВВС против ИГИЛ в Сирии — все это события нескольких последних дней. «Культура» попросила прокомментировать их известного политолога, генерального директора Института внешнеполитических исследований и инициатив Веронику Крашенинникову.

культура: Что показала, что дала миру встреча российского и американского лидеров? 
Крашенинникова: Прежде всего, хорошо, что она состоялась. Чем сложнее мировая обстановка, чем острее противоречия между государствами, тем более активно должны общаться лидеры крупнейших держав. Всем понятно, что ни одна страна не может решить острые проблемы в одиночку. Да, позиции России и США могут в чем-то расходиться. Но в любом случае, общение позволяет зафиксировать противоречия, привести аргументы в пользу своей позиции, постараться эти противоречия разрешить и двигаться дальше. Выступление президента Путина в ООН, судя по откликам американских СМИ и политологов, произвело серьезный эффект... 

культура: Вплоть до того, что Америка дала задний ход: госсекретарь Джон Керри заявил, что США уже не будут требовать немедленной отставки Асада... 
Крашенинникова: Такие вещи очень редко происходят в американской политике. Это исключительный случай, когда Вашингтон отыгрывает свои позиции. Керри практически отозвал требования о немедленной отставке Асада, и это, безусловно, стало результатом выступления президента Путина и всех политических переговоров, которые вело российское руководство последнее время — вот конкретный итог внешнеполитической работы России. 

культура: В среду самолеты российских ВВС начали операцию с нанесением точечных ударов по позициям ИГИЛ в Сирии... 
Крашенинникова: Да, Россия заняла активную позицию во внешней политике и перешла к эффективной защите дальних рубежей своего южного фронта. Безусловно: то, что происходит в Сирии и на Ближнем Востоке, рано или поздно дошло бы и до наших границ. Кроме того, как говорил президент Путин, выступая в ООН, правительственные войска Сирии — это основная сила, по-настоящему борющаяся с террористами. Поэтому нам нужно оказать им поддержку. 

культура: Насколько реально формирование международной коалиции по борьбе с террористами?
Крашенинникова: Коалиция уже создается. Та инициатива, которая была реализована несколько дней назад, — формирование информационного и координационного центра в Багдаде с участием Ирака, Сирии, России и Ирана — это первый шаг. Состав коалиции будет расширяться. Все страны понимают, что несмотря на разногласия, против ИГИЛ нужно бороться вместе. Очень важно, чтобы в антитеррористический союз вошли и европейские страны, поскольку ближневосточная ситуация имеет для них самые прямые последствия. Коалиция будет развиваться, хотя и не будет лишена внутренних противоречий. 

культура: Как по-Вашему, ООН не исчерпала свой потенциал? 
Крашенинникова: Ни в коем случае! Она по-прежнему остается главной международной площадкой — для обсуждения и выработки решений по международным проблемам. Значительную часть своего выступления наш президент посвятил описанию важности роли ООН в современном мире. Россия будет настаивать на том, чтобы все международные вопросы решались через эту организацию — это единственно верный формат. 

культура: Пока до конца не ясно, о чем же удалось договориться Путину и Обаме...
Крашенинникова: Понятно, что они зафиксировали свои разногласия. По результатам встречи было принято решение о координации действий, чтобы избежать военных инцидентов на Ближнем Востоке. Учитывая сегодняшнюю политическую обстановку, это неплохой результат. 

культура: В своем выступлении Путин затронул многие вызовы современности. На какие моменты Вы обратили особое внимание? 
Крашенинникова: На очень яркую фразу президента: «Вы хоть понимаете теперь, что вы натворили?» Наверное, эти слова нужно повторять нашим западным партнерам постоянно. Для того, чтобы они начали (для себя хотя бы) формулировать ответ на этот вопрос. Пока сами не поймут, что создали проблему, за ее решение они не возьмутся. Этой фразой нужно призывать наших «партнеров» к реалистичному видению ситуации — в том числе в Сирии и на Украине.