03.09.2015
Пятнадцатилетний Григорий Цобенко старается идти быстрее, но дыхание сбивается — он только что поднял на четвертый этаж несколько комплектов свежевыглаженной синей кадетской формы. Молоденькая воспитательница пытается помочь. «Нет-нет, что вы! Я сам», — с обидой протестует юноша. Он хоть и кажется еще ребенком, но уже вступил во взрослую жизнь. За плечами — нелегкие испытания за право стать воспитанником новой уникальной школы.
Решение о ее строительстве было принято министром обороны осенью прошлого года. В марте нынешнего на территорию академии пригнали бульдозеры. Рабочие трудились не покладая рук, и вот здесь уже возвышается четырехэтажное бело-желтое здание. Ребята будут в нем и жить, и учиться. На первом этаже гардероб, столовая и актовый зал, на втором и третьем — учебные классы, на самом верхнем — жилые комнаты. Все это предназначено для 80 учащихся. Первые сорок начали обживать свой новый дом, еще столько же прибудет на следующий год.
Принимают сюда ребят, окончивших девятый класс и имеющих способности к техническим наукам. Здесь они будут учиться два года — с углубленным изучением математики, физики, информатики, технического английского. Кроме того, как и в остальных кадетских училищах Минобороны, конечно же, их ждет военная подготовка с летними полевыми сборами.
— Наш девиз: от компьютерной игры — к созданию профессиональных IT-продуктов, — говорит курирующий школу замначальника академии по учебной и научной работе генерал-майор Евгений Харченко. — Мы отобрали талантливых ребят, увлекающихся компьютерными технологиями, чтобы развить их способности, дать уникальную образовательную базу, притом бесплатно. Им предоставляется жилье, питание, форма. Еще и ежемесячная стипендия — полторы тысячи рублей.
Кроме того, каждый поступивший получает в свое распоряжение ноутбук, правда, только на время учебы. Туда закачают необходимые учебники, дневник у ребят тоже будет электронный, да и большинство заданий планируется выполнять не в тетрадках, а на экране. Учительский стол оборудован компьютером, и преподаватель может в любой момент во время урока подключиться к устройству ученика и посмотреть, не запутался ли юноша в соцсетях. А через несколько месяцев у кадет появятся и собственные планшеты с доступом к лучшим российским библиотекам — но работать такая начинка будет только на территории академии.
Захожу в кабинет физики. На каждом столе — специальное оборудование для проведения экспериментов. Проводов не видно, они спрятаны в аккуратные короба для безопасности. Все раскрашено в яркие цвета, чтобы легче воспринималось глазом. Настолько уютный и интересный кабинет, что так и тянет поэкспериментировать. Не дали. Повели в класс робототехники, где ребята будут учиться управлять искусственным интеллектом — здесь еще интереснее. Один подводный робот, способный «на ощупь» искать предметы на глубине, чего стоит.
Есть здесь и библиотека — тоже очень необычная. Чтобы получить книгу, нужно найти ее на терминале и «кликнуть» — заказать. На экране высветится номер ячейки, куда книга автоматически доставляется на специальной тележке из хранилища. Затем кадету нужно подойти к ячейке, приложить пропуск, открыть ее и забрать книгу. Возвращать — так же, но в обратном порядке. Говорят, подобная хитроумная система очень впечатлила министра обороны Сергея Шойгу.
Живут ребята в блоках, разделенных на две комнаты. В каждой по две кровати, тумбочки, письменные столы, книжные полки. В блоке — душ, туалет и гардероб.
— Все очень удобно, — говорит Гриша Цобенко. — И питание хорошее. Кормят нас пять раз в день. Помимо завтрака, обеда и ужина, дают еще на второй завтрак и полдник булочки с соком, фрукты.
В свободное время ребята смогут посещать спортзал, скалодром, бассейн, расположенные в зданиях академии. Да и некоторые занятия также будут проходить в стенах военного вуза.
— Мы надеемся, что большинство наших воспитанников затем поступят в академию, поэтому даем им возможность заранее познакомиться с жизнью курсантов, — говорит начальник школы Сергей Галяутдинов.
Впрочем, никто не заставляет ребят после IT-школы выбирать карьеру армейского связиста. Они могут поступить в любой другой военный или гражданский вуз. Например, Сергей Курский, он из Выборга, подумывает связать свою жизнь с ФСБ. Жесткого графика, оторванности от семьи и ранних подъемов не боится. Девушки пока нет, сейчас главное — учеба. А кроме учебы? Ответ развеселил: оказывается, подумывает создать здесь команду КВН. Но сейчас пока не до шуток.
— Для меня поступление в эту школу стало невероятным событием, — признается Сережа. — Да, я серьезно готовился, занимался с репетиторами. Но до сих пор не могу поверить, что все позади.
Конкурс — четыре человека на место. Чтобы поступить, сначала нужно было пройти дистанционное тестирование на сайте академии. Тех, кто справился, пригласили на устные экзамены по математике, физике и информатике. Экзаменовали ребят настоящие вузовские профессора и доценты.
В довершение — еще и сдача нормативов по физподготовке: бег на сто и тысячу метров, подтягивания. Минимум — шесть раз.
— Для меня это было самое сложное, — вспоминает Гриша. — Тренировался ежедневно несколько месяцев. В остальном был уверен в себе — компьютерами интересуюсь с детства, люблю технические науки. Мой отец — подводник, служит в Вилючинске, на Камчатке. Однажды папа вернулся домой и сообщает: им в подразделение пришла телеграмма, что открыт набор в такую школу. Как раз для тебя, говорит, пробуй. Вот я и решил рискнуть.
Действительно, информация о новой IT-школе была разослана во все воинские части страны, чтобы максимально привлечь ребят из военных городков.
— Ученики у нас со всей России — из Мурманской и Калининградской областей, с Камчатки и Урала, из Сибири и Подмосковья. Питерских всего шестеро, — подчеркивает генерал-майор Харченко.
Впрочем, для детей военных нет никаких привилегий, доступ сюда открыт всем. Единственным ограничением является пол: девчонок брать пока не планируется.
— Хотя, если министр прикажет... — обнадеживает собеседник.
Из разных уголков страны здесь не только воспитанники, но и преподаватели. Например, учитель истории и обществознания Алевтина Еренкова приехала из города Опочка Псковской области.
— Узнала о наборе преподавателей, отправила резюме, меня пригласили на собеседование и предложили работу, — рассказывает она. — Теперь мы с мужем питерцы. У себя в родном городе я совмещала работу в гимназии и в краеведческом музее, здесь тоже хочу организовать музей. Школа нравится — оборудование очень современное, мне кажется, каждый учитель мечтает работать в таких условиях. Есть ли сложности? Необычно, что здесь одни только мальчики. Я когда их первый раз увидела, у меня слезы накатились. Дети же еще, а остаются одни, без родителей...
За порядком будут днем и ночью следить воспитатели. В их задачу также входит и развитие талантов ребят.
— Не упустим ни одного ребенка, — заверяет меня старший воспитатель школы Джина Изюмская. — Кто-то любит танцевать, кто-то — петь, кто-то увлекается дзюдо. Мы уже изучили все личные дела и будем помогать детям развивать способности.
Тот же Гриша Цобенко, оказывается, завоевал не одну награду на танцевальных турнирах. Его способностям нашли применение — на 1 сентября он «зажег» бальное танго с партнершей из другой школы. Кстати, умение танцевать, наряду с выучкой и доблестью, всегда было отличительным признаком русского офицера.
А родители, пришедшие на торжественную линейку, с грустью и гордостью смотрели, как сыновья, впервые надевшие безупречную темно-синюю форму, подпоясанную белым ремнем, вступают в новую жизнь.