08.06.2015
Именно здесь, на базе Центра подготовки и боевого применения войск радиоэлектронной борьбы скоро будет сформировано новое подразделение. Самому центру в этом году исполнится 53 года, это единственная в стране войсковая часть, где готовят операторов и командиров радиоразведки и радиоэлектронной борьбы (РЭБ). Осенью здесь ожидают прибытия интеллектуального пополнения — 28 ребят, которые, несмотря на юный возраст, уже зарекомендовали себя на научном поприще в родных вузах.
История тамбовской научной роты началась довольно курьезно.
— Однажды я увидел, как боец рисует красками, — издалека повел рассказ начальник центра полковник Юрий Губсков. — Рисовал он здорово, а сам из сельской местности, даже компьютера до армии никогда не видел. Мы подумали, зачем таланту пропадать, выдали ему компьютер, научили работать в различных программах 3D-моделирования. Он у нас рисовал трехмерные танки и другую технику. Впоследствии стал художником. А пока служил в армии, его дар не только не пропал, но еще и принес немалую пользу войскам.
— Все это очень интересно, но какая связь: сельский рисовальщик и наука?
— А в этом и состоит смысл научных рот, — терпеливо вразумил полковник, — мы хотим, чтобы талантливые ребята во время службы в армии развивали свой потенциал на благо Отечества.
Полковник с удовольствием показывает свой научный полигон. Вот в одном из классов ребята работают на специальных тренажерах — большие экраны, как у авиадиспетчеров. На них видны различные точки — это объекты в небе. Появится самолет-разведчик врага — рэбовцы вмиг вырубят ему все навигационные приборы, да еще и сотрут из памяти добытые разведданные. Фантастика…
В другом классе за компьютерами сидят пятикурсники Тамбовского государственного технического университета — они мечтают попасть в центр радиоэлектронной борьбы и в свободное время пришли познакомиться с будущей службой.
— Если попаду в центр, это позволит не потерять квалификацию и даст мне льготы при поступлении в аспирантуру, я после армии хочу продолжить научную карьеру, — говорит студент Олег Силантьев.
Идеальный призывник научной роты — это годный к строевой службе боец, обладающий к тому же высшим физико-математическим образованием и желанием развиваться в профессии. По словам начальника центра, учащиеся тамбовского вуза уже со второго курса рвутся в центр — даже писать научные работы по радиоэлектронной борьбе пробуют.
— Мы активно работаем с этим вузом, и, конечно, тем, кого будем знать со второго курса, отдадим предпочтение, — обнадеживает Губсков.
С одним из таких второкурсников я познакомилась, побывав в Тамбовском техуниверситете.
— Я с детства мечтал стать изобретателем — признался Владимир Прилипухов. — Посмотрите, что мы с однокурсниками сделали за семестр.
И с гордостью показал что-то непонятное: все вертится, крутится.
— Это макет механизма по утилизации ядерных отходов, — объясняет изобретатель. — Идея в том, чтобы полностью исключить людей из такого опасного процесса.
Но постойте: в центре же занимаются не отходами, а радиоэлектронной борьбой — изобретение не по профилю получается. Мой собеседник это понимает, но как ограничишь бьющийся в мозгу полет научной мысли?
— Хочу и в этой области открыть что-то новое, — упрямо говорит он.
Другие студенты, уже севшие за научные доклады по тематике РЭБ, удивили меня не меньше. Особенно один, который, щелкнув пальцами, отключил вай-фай на всем этаже: придумал дистанционный выключатель, реагирующий на такой специфический звук. Ребята уверены, их знания обязательно пригодятся в армии.
— Мы давно работаем с центром подготовки войск РЭБ, — говорит ректор ТГТУ Михаил Краснянский. — Там такая техника, которая ни одному вузу не по карману. В научной роте студенты будут заниматься теми же направлениями, что и в вузе. Это важно для их карьеры, так как многие в дальнейшем хотят защитить кандидатскую и заниматься наукой. А после службы они могут остаться в армии, вернуться к нам и поступить в аспирантуру на льготных условиях или пойти работать в оборонно-промышленный комплекс.