27.05.2015
Трудно первые полгода
Со стороны кажется, в линеечку выстроились обычные кадеты — 280 парней, или, как говорят в здешних краях, хлопцев. Все, как на подбор, в синей форме с красными лампасами, на груди — лента с надписью «Выпускник». Таких можно встретить в эти последние майские денечки во многих городах России. Однако в ответ на поздравления наставников с окончанием учебы здесь кричат не традиционное «Ура!», а непривычное для приезжего человека «Любо!» И сразу ясно: казаки.
Знакомство с казачьими традициями в Аксайском корпусе начинается для ребят с пятого класса — сразу, как только они попадают сюда, успешно пройдя тест на школьные знания и физподготовку, а также отбор у медиков и психологов. Обучение бесплатное, принимают всех желающих — главное, чтобы мозги были и здоровье. Приезжают в основном ребята из казачьих регионов — Ростовской области, Краснодарского края, Ставрополья. При прочих равных условиях преимущество отдается сиротам. Из 280 воспитанников у 17 нет ни отца, ни матери, родителей им заменили педагоги.
Впереди у новичка — семь лет учебы. Но перво-наперво обучают правильному обращению к наставникам: «Господин преподаватель». Традиция исключительного уважения к старшим — одна из главных казачьих заповедей. В ответ ребята слышат: «Господин кадет». Честь — смолоду. Кстати, чины у преподавателей не общевойсковые, а казачьи. Хорунжий, например, соответствует званию лейтенанта, армейский подполковник — войсковой старшина, майор — есаул. Погоны здесь тоже отличаются от привычных. У есаула и казачьего полковника звезд нет вообще, их можно различить только по числу полос на погонах — у есаула одна, у полковника — две.
В расположении корпуса «господа кадеты» находятся круглосуточно, домой их отпускают только на каникулы да иногда по воскресеньям — за особые заслуги в учебе или спорте.
— Не рано ли с пятого класса такая строгая дисциплина, малыши ведь еще? — спрашиваю детского психолога Светлану Колесникову.
— Сначала да, тяжеловато, но ребята довольно скоро адаптируются к местной жизни, обычно за полгода, — отвечает она. — Однако некоторым не хватает этого срока, им тяжело без родителей, скучают. Мы работаем с такими детками, помогаем им. Например, учим рисовать песком разные картинки. Это успокаивает нервы, к тому же развивает мелкую моторику пальцев.
Справиться с трудностями помогает воспитание казачьего духа. Одну из главных ролей в этом играет изучение основ православной культуры — их здесь преподают с пятого класса, то есть с первого года поступления в корпус.
— Если по всей стране пока только обсуждается идея введения такой дисциплины, то у нас она была всегда, — говорит мой экскурсовод войсковой старшина Андрей Дроков. — Для казака религия, православные традиции — ключевые составляющие воспитания. День у ребят начинается и заканчивается молитвой: на утренних и вечерних построениях каждый день кадеты все вместе читают «Отче наш». А по большим церковным праздникам мы с ребятами ходим в храм Кирилла и Мефодия — это здесь, по соседству.
Совсем скоро у казачат будет своя часовня — пока она только строится. Недолго осталось ждать — купол в виде шлема Александра Невского (именно его имя будет носить часовня) уже готов. Кстати, про шлем — это не просто слова. У проектировщиков, рассказали мне, во время работы перед глазами лежали фотографии со старинных изображений русского князя — воина и святого.
Делай, как я
На Бога, как говорится, надейся, а сам не плошай. Здоровый дух — в здоровом теле, в Аксайском корпусе это знают.
— В этом году на Крещение Господне кадеты, по желанию, конечно, окунались в прорубь, — с гордостью за воспитанников рассказывает мой провожатый. — Первым пример подал начальник корпуса — казачий полковник Василий Донцов.
Старшие здесь во всем стараются показать молодому поколению правильный пример — как в известной военной команде: «Делай, как я». Преподаватели и воспитатели вместе с начальником корпуса три раза в неделю, по понедельникам, средам и пятницам, сражаются в футбол. К слову, когда я приехала посмотреть, как живут и учатся ребята, как раз была пятница, и мне удалось застать окончание матча — победила команда Василия Донцова.
Корпус находится в 20 км от Ростова-на-Дону, в поселке Рассвет Аксайского района. Прямо перед входом в основное здание нас встречает памятник Даниле Ефремову — рубаке и полководцу петровских и елизаветинских времен, первому казачьему генералу, чье имя и носит учебное заведение.
Кажется, все здесь пропитано духом традиций и старины — рядом со строящейся часовней, словно оазис, расположился импровизированный казачий дворик. Внутри плетеного забора с торчащими подсолнухами стоит невысокий курень с зелеными окнами и колодец, а сразу на выходе со двора — две пушки, как символ защиты традиций казачества.
При входе в основное здание глаза слепит от блеска кубков и наград, полученных воспитанниками корпуса за его десятилетнюю историю. В 2009 году здешний оркестр победил на 6‑м Всероссийском слете кадетских корпусов в Москве. Начиная с того же года, аксайцы всегда входят в тройку победителей Всероссийского смотра-конкурса «Лучший казачий кадетский корпус», а в 2011‑м — стали первыми. Всего же здесь хранится более 80 кубков за различные спортивные достижения.
Чуть дальше вижу портреты ребят, а сверху надпись: «Наши маяки». Видно, морская тематика не чужда казакам.
— Маяк всегда видно издалека, он самый высокий, самый яркий, — поясняет Андрей Дроков. — Так и наши лучшие кадеты — по успеваемости или по спортивным наградам они самые яркие, поэтому мы их так называем.
А вот и одна из главных святынь корпуса — знамя Всевеликого войска Донского. Именно с ним ребята три года подряд маршировали в День Победы по Красной площади.
— В июне 1945 года казаки принимали участие в Параде Победы, а затем эту традицию отменили, — рассказывает мой экскурсовод. — И только спустя 68 лет, в 2013-м, казачество в лице нашего корпуса вновь пронесло свое знамя по столичной брусчатке в этот великий день. С тех пор мы три раза маршировали по Красной площади, в том числе и в нынешнем, юбилейном, году. Наши ребята — самые младшие среди участников Парада. Отбираем их, начиная с шестого класса, кроме одиннадцатых — там нужно к выпускным экзаменам готовиться.
И скажет казак по-китайски
Пока мы осматриваем территорию корпуса, все проходящие мимо кивают нам со словами: «Здорово ночевали». Прямо, как в «Тихий Дон» попала. Именно так, по-казачьи принято здороваться до полудня. А после — «Здорово дневали». Отвечать стараюсь тоже в духе традиций: «Слава Богу».
В этом же здании находится столовая, куда ребята заходят довольно часто — питание здесь шестиразовое. Рядом — лингафонный кабинет для изучения иностранных языков. Пока штудируют только английский, но уже со следующего года планируют ввести второй иностранный — говорят, что это будет китайский.
Живут молодые казаки в отдельном трехэтажном корпусе, два верхних этажа разделены на блоки-квартиры по две комнаты в каждом. В одной, что поменьше, — две кровати, письменный стол, тумбочки и шкаф, в другой — то же самое, только на одну кровать больше. Душ и туалет — в каждом блоке. На первом этаже — медпункт и два спортзала. В одном ребята играют в баскетбол, волейбол, ручной мяч, мини-футбол и большой теннис, в другом занимаются на тренажерах.
Есть в корпусе и собственный музей. Здесь среди образцов казачьей формы и оружия разных эпох хранится необычная деревянная шкатулка. Внутри, в красном мешочке, лежит самая настоящая земля с тихоокеанского побережья США — из крепости Росс. Еще в 1812 году там поселились русские казаки. Их потомки и привезли этот мешочек в дар Аксайскому корпусу три года назад.
Здесь же находится и макет самого учебного заведения. Чтобы помнили ребята, с чего началась история их корпуса. Десять лет назад войсковой атаман Всевеликого войска Донского казачий генерал Виктор Водолацкий и глава администрации Аксайского района Виталий Борзенко выступили с идеей создать на базе располагавшейся здесь когда-то средней школы казачий кадетский корпус. И в 2005 году его двери распахнулись для первых воспитанников. А в 2013 году учебное заведение было передано в ведение Министерства обороны.
«Я б в политики пошел»
Науки казачата постигают в соседнем корпусе. Захожу к шестиклассникам на урок по истории казачества. Тема — «Азовское сидение». Преподаватель Михаил Максимов рассказывает о героической обороне Азова донскими казаками в 1637–1642 годах.
— Хочу, чтобы дети знали, какую огромную роль казачество сыграло в истории России, в укреплении ее обороноспособности. Сердце обливается кровью, когда все чаще слышу: даже здесь, на юге, молодежь думает, что казаки — бездельники и пьяницы, — с грустью заметил преподаватель после окончания урока.
Занятия, конечно, дело важное, но самое интересное начинается после уроков. Кадеты идут на тренировку по шермиции — владению традиционным казачьим оружием: шашкой, нагайкой, копьем. Вот ребята имитируют движение боевого казачьего строя: змейкой, при этом защищаясь пиками со всех сторон, как еж — колючками. Поэтому упражнение называется змейка-еж. Затем учатся управляться с шашкой — клинки так и мелькают в воздухе, беспокоюсь, как бы себя не поранили. «Ничего страшного, — успокаивают меня. — Все учтено: оружие не острое».
— Господин хорунжий, когда можно записаться к вам? — подбегает к преподавателю по шермиции Георгию Трофимову кадет с виду лет десяти.
— Не подставной, не думайте! — улыбаясь, говорит Георгий, опасаясь, видимо, что я подумаю, будто интерес к занятиям у кадетов не взаправдашний. — У нас многие ребята хотят научиться владеть казачьим оружием, даже мест в группах не хватает.
А еще ребята занимаются танцами. Кто — традиционными казачьими, в которых необходимо владение шашкой и нагайкой, а кто — и бальными. Танцы — это, конечно, хорошо, но где же манеж, конюшня, занятия по джигитовке? Ибо что за казак без коня?
Оказывается, все это есть, но не здесь. После окончания занятий, с 1 июня, все кадеты, кроме девяти- и одиннадцатиклассников, которым нужно готовиться к выпускным экзаменам, выезжают на полевые сборы. В течение десяти дней ребята занимаются строевой подготовкой, тренируются в стрельбе, изучают военную топографию и даже прыгают с парашютом. Пока, правда, только с вышки — в соседней 22‑й отдельной гвардейской бригаде специального назначения. Ну, и конечно, для многих самый любимый предмет — верховая езда.
— Меня папа посадил на коня в пять лет, — с гордостью рассказывает выпускник Саша Дьяков, потомственный казак. Его отец Юрий Дьяков более двадцати лет отдал возрождению казачества, дважды избирался атаманом Новочеркасска.
— Можешь сказать, что было главным в твоем воспитании? — интересуюсь у него. — Чему учили мама с папой?
— С детства учили уважать старших, — отвечает Александр, — ходить в церковь — не только по праздникам, но и каждое воскресенье. Конечно же, владеть шашкой. Поэтому, когда открылся этот корпус, я ни минуты не сомневался, что хочу учиться именно здесь. Ну и папа, конечно… Пять лет назад его не стало, и я хочу продолжить его дело.
— Что дала тебе учеба в корпусе?
— Здесь привили огромную любовь к своей стране, к земле, своему дому. Закаляется характер, учишься жить самостоятельно, принимать решения. У меня уже есть четкие взгляды на жизнь, чего нет у многих сверстников из обычных школ.
Саша не по годам серьезен, на вопросы отвечает по-мужски, по-взрослому, чуть подумав перед тем, как сказать. После окончания корпуса собирается учиться дальше — на юриста.
— А потом хотел бы пойти в политику, — огорошил меня парень столь далеко идущими планами. — Чтобы помогать возрождению казачества.
Кто его знает — может, еще и президентом станет.
Для Саши и еще 31 кадета прозвенел последний в жизни школьный звонок. Их ждет взрослая жизнь, о которой, правда, они уже знают не понаслышке.