17.02.2012
Сценарий к этой картине начал писать Вацлав Гавел, но на исходе 2011-го драматург, он же бывший президент Чехословакии, скончался. В основу истории Формана и Гавела лег одноименный роман французского писателя Жоржа-Марка Бенаму о событиях 1938 года, когда Германия получила с согласия европейских держав чешскую область Судеты, где проживали этнические немцы. Это и послужило катализатором Второй мировой войны.
Интересно, что у авторов будущего фильма тот конфликт вызвал ассоциации с противостоянием Южной Осетии и Грузии в 2008 году, Гавел даже намеревался как-то артикулировать в сценарии драматическое сходство двух эпизодов истории. Посмотрим, найдется ли место этой оригинальной параллели в новом фильме Милоша Формана, и если найдется, любопытно будет сравнить взгляд патриархов диссидентского движения XX века с той интерпретацией грузино-южноосетинского конфликта, что скоро явит нам наш Джаник Файзиев в фильме «Август. Восьмого». В любом случае Форман удивит, заставит смотреть и думать по-новому — так было всегда, и нет оснований полагать, что к восьмидесяти эта его способность уступит место воспроизведению им же пройденного.
Переворот в сознании зрителя и революцию в киноязыке совершали уже первые его картины, снятые еще в родной Чехословакии: «Черный Петр» (1964), «Любовные похождения блондинки» (1965), «Горит, моя барышня» (1967). Налицо была яркая индивидуальность, но и абсолютная перпендикулярность по отношению к окружающей системе. К 1968-му система спохватилась, что Форман над ней талантливо издевается, и не стала горевать по поводу его решения не возвращаться на родину с зарубежного киносмотра. «В конце концов, «Горит, моя барышня» выбрали для закрытия Нью-Йоркского кинофестиваля, — читаем в воспоминаниях Формана, изданных у нас в 1999 году под названием «Круговорот», — и он удостоился номинации на «Оскара». Этот фильм стал моей каравеллой в Америку».
Америку чешский эмигрант долго пробовал на зуб: отвергал типичные в таких случаях предложения подхалтурить, жил впроголодь, но не продавался на плантации голливудского производства ширпотреба.
1975-й — год выхода картины «Пролетая над гнездом кукушки» можно было бы назвать пиком славы Милоша Формана (5 «Оскаров»). Но в 1984-м еще будет «Амадей» (8 «Оскаров»), в 1996-м — «Народ против Ларри Флинта» («Золотой медведь» в Берлине). А между ними — масштабный «Рэгтайм» (1981), пряный «Вальмон» (1989) по «Опасным связям» Шодерло де Лакло, экранизация мюзикла «Волосы» (1979)... Перебираешь эти названия с чувством приобщения к классике. У нас говорят: «Все мы вышли из гоголевской «Шинели». Кто из действующих режиссеров не подпишется под предположением: «Все мы вышли из формановской «Кукушки»?