18 августа в Выборге завершится XX кинофестиваль «Окно в Европу» и объявят имена победителей.
По случаю юбилея показали картины, ставшие призерами самого первого фестиваля — «Сны» Карена Шахназарова и «Макаров» Владимира Хотиненко. Провели вечер под названием «Два мушкетера. Двадцать лет спустя» в честь давних лауреатов, отметивших в этом году 60-летие. Сегодня эти ленты — классика. Их нельзя даже сравнивать с большей частью современных опусов, представленных в Выборге.
«Окну в Европу» живется трудно. Все лучшее уходит на «Кинотавр». Кроить программу приходится из остатков. Конкурсы документального и анимационного кино выглядят благополучнее. Появились не только авторские работы, но и те, что рассчитаны на детскую аудиторию. Особенно порадовала трогательная картина «Перелетная» Веры Мякишевой — про маленькую курочку, мечтающую летать.
Жюри конкурса игрового кино возглавил кинорежиссер Роман Балаян. В курируемой им программе из мэтров только питерец Виталий Мельников с картиной «Поклонница» — о платонической любви Антона Чехова и начинающей писательницы Лидии Авиловой. Театральный режиссер Владимир Панков представил фильм «Доктор» по мотивам собственного спектакля. Ученица Сергея Соловьева Соня Карпунина тоже сделала первую большую картину «Все просто», слоган которой гласит: «Из гламура в трэш за шесть дней». «6» Тимура Шина — дипломный фильм по сценарию братьев Стругацких. Главную роль исполнил Валерий Гаркалин, которого в последние годы не баловали серьезными предложениями. Тут материал интересный, но неопытность режиссера явно сказывается на результатах.
В основном конкурсе были представлены малобюджетные проекты, снятые в пределах одной комнаты или даже общественного туалета, как картина Вячеслава Яковлева «Пять звезд». Начиная проект, он мечтал задействовать героинь «Интердевочки» — Елену Яковлеву, Ирину Розанову и Ингеборгу Дапкунайте. Сыграла только Яковлева. Компанию ей составили Татьяна Лютаева, Марина Блейк, телеведущая Анфиса Чехова. Они разыграли пьесу, которая могла бы на «ура» разойтись по театрам, потому как есть в ней прямо-таки бенефисные женские роли, на которые в театре всегда спрос.
«Разговор» Сергея Комарова вслед за Выборгом будет показан в дебютной программе Монреальского кинофестиваля, и это обстоятельство вызывает недоумение. Опытные продюсеры Ренат Давлетьяров и Александр Котелевский сразу предупредили, что бюджет небольшой, но гарантировали полную свободу действий. Фильм тоже снят в замкнутом пространстве, в тюремной камере, где оказывается герой Гоши Куценко — вполне респектабельный, состоятельный человек, сбивший в пьяном виде свою жену. Не всегда понятно, где быль, где явь, в каком измерении находятся герои. Туман полный, что, возможно, и привлекло канадских отборщиков.
Второй полнометражный фильм «Шопинг-тур» снял Михаил Брашинский, в прошлом кинокритик, дебютировавший в режиссуре десять лет назад лентой «Гололед». Какое-то время он жил в США, а теперь перебрался в Турку. Возможно, поэтому и снял свой новый фильм о финнах-людоедах. Российские туристы отправляются в Финляндию за покупками в Иванов день, когда каждый финн должен съесть по иностранцу. Чтобы не пасть жертвой кровопийц, нужно работать на опережение, самим загрызть гражданина Финляндии. Все происходящее снимает на мобильный телефон 15-летний парень, отправившийся с матерью в опасное путешествие... В картине прекрасно сыграли питерская актриса Татьяна Колганова и юный Тимофей Елецкий.
По признанию режиссера, он не мог не снять этот фильм. Видно, наболело. После просмотра народ шарахался от входивших в гостиницу финнов. Любопытно, какой будет реакция финской публики. Пока картину видел только один представитель этого народа — он хохотал. Остается надеяться на аналогичное чувство юмора у его соотечественников. В сентябре ленту покажут на фестивале в Хельсинки.
В программе «Гала-премьеры осени» участвует фильм Егора Анашкина «Вождь разнокожих» по мотивам новеллы О’Генри «Вождь краснокожих». События перенесены в современную Москву. Дурковатые герои Дмитрия Дюжева и Григория Сиятвинды похищают юного вундеркинда, сына банкира со смешной фамилией Писюк. Этот господин в итоге окажется банкиршей (Мария Миронова), которая не намерена вызволять сыночка из плена, поскольку тот и сам способен выбраться из любой передряги. Его уже похищали раз шесть. Кто тут только не появится — даже бен Ладен. Наворот событий переходит все границы, так что за авторов фильма становится даже неловко.