Знаменитый режиссер и сценарист Кшиштоф Занусси возглавил V Международный кинофестиваль «Восток & Запад. Классика и авангард» в Оренбурге.
культура: Пан Кшиштоф, какой представляется Вам наша страна сегодня?
Занусси: У вас стало больше возможностей. Что касается искусства, то в России оно всегда было более эмоциональным, тогда как, например, в Германии — аналитичным.
культура: Аналитичность и эмоциональность — приметы Вашего кино. Вы снимаете трудные авторские ленты, словно бы вопреки массовому увлечению голливудскими блокбастерами...
Занусси: У меня есть и пара комедий, и автобиографический фильм о детстве «Галоп», где рассказываю о своем увлечении лошадьми в ту пору, когда в Польше верховая езда была под запретом. Но вы правы: в мире сегодня побеждают американские боевики, через которые к вам обращается не автор, а огромный коллектив, фабрика, целая индустрия. Хотя высокое искусство может иметь только одного автора, выражать опыт и знания одного человека. Оно приближает зрителя к ответам на вечные вопросы. Подобные картины, пройдя через телевидение и DVD, пришли к новым формам проката — в интернете. Заманить же зрителя в кинозал на них почти невозможно.
Я не приемлю попсу. Причем во всех ее проявлениях. Большинство же людей довольствуется средним уровнем, им не важно, что смотреть, читать, слушать. Я — не из их числа.
культура: Вы читаете лекции в Высшей государственной школе кино, телевидения и театра, являетесь профессором Силезского университета в Катовицах и почетным доктором ВГИКа. За прошедшие годы слушатели изменились?
Занусси: Если со студентом у меня возникает контакт и полное понимание, то ничего дельного из него, как правило, не получается. И наоборот. Среди студентов был один, который со мной всегда открыто враждовал, не принимая моей эстетики и позиции. Он и сейчас часто плохо отзывается обо мне. Но это творец высокого масштаба, хотя и с изрядной патологией все-таки — Ларс фон Триер. Я с интересом слежу за его творчеством.
культура: Скоро Вы будете ставить спектакль в Баку, несколько лет назад выпустили «Доказательство» в московском РАМТе. С чего вдруг решили обратиться к театру?
Занусси: Работа над названными вами проектами начиналась всегда осенью. В театре тепло, и перезимовать лучше всего именно там (смеется). А если серьезно, то театр для меня — это постоянная экспрессия. Впервые на театральной сцене попробовал свои силы еще в начале 90-х — меня пригласили в «мужской», как тогда говорили, МХАТ. Потом был спектакль, поставленный для новосибирского театра, и постановка в РАМТе. Кстати, я предложил тогда артистам из России пожить в своем доме в Варшаве. Мольер ведь тоже жил под одной крышей со своими актерами. В том, чтобы находиться с ними под одной крышей, собираться за одним столом, есть особый смысл. За столом, кстати, сидели двенадцать человек!