19.03.2015
культура: Предложение стать консультантом картины было неожиданным?
Дробязко: Разминуться с «Тихим Доном» оказалось невозможно — я сотрудничаю с подольским Музеем антибольшевистского сопротивления, наш филиал работает и в станице Еланской — в тридцати километрах от Вёшенской.
культура: На казачьих папахах белые ленты нашиты поверх красных. В экранизации Герасимова таких знаков отличия не наблюдалось...
Дробязко: Едва ли он мог о них знать. Первое исследование Вёшенского восстания было проведено в 80-х годах ростовским историком Андреем Венковым. По данным архивов (в основном — донесениям разведки Красной Армии), на папахи и на большевистские знамена взбунтовавшиеся донцы нашивали белые ленты. Характерно, что красные они при этом не срывали, провозглашали лозунг «Советы без коммунистов».
культура: Что послужило причиной восстания?
Дробязко: Бессудный расстрел 62 стариков станицы Мигулинской. Согласно подписанной Свердловым директиве Оргбюро ЦК РКП(б) от 24 января 1919 года, под репрессии попадали все казаки — даже семьи тех, кто примкнул к большевикам.
культура: Какова была численность восставших?
Дробязко: Порядка 30–40 тысяч. Оттянув на себя значительные силы красных, они способствовали военным успехам Вооруженных сил Юга России.
культура: Политическая программа вёшенцев?
Дробязко: Завоевание казачьей вольницы. Конкретных представлений об идеальном общественном устройстве у них не было. Гражданская война — безусловное зло. Увы, раскол общества, не преодолен по сей день. Вопрос в том, кто виноват и почему это происходит.
культура: Возможно потому, что в Гражданской войне все противоборствующие стороны были, по сути, антиимперскими, а значит, антироссийскими.
Дробязко: Большинство белых вождей были выдвиженцами Февраля, создатель Белой армии генерал Алексеев участвовал в организации заговора против царя. Но еще раньше монархическая идея была дискредитирована во всем образованном слое российского общества.
культура: Вы снимались?
Дробязко: Сыграл пулеметчика в эпизоде атаки.
культура: На чьей стороне были симпатии большинства донцов?
Дробязко: По мнению Венкова, из каждых десяти казаков двое пошли за красными, двое — за белыми. Остальные метались из лагеря в лагерь — как Григорий Мелехов.