Шок, эротика и «Русский след»

Светлана ХОХРЯКОВА

08.06.2012

21 июня откроется 34-й Московский Международный кинофестиваль. О грядущих сюрпризах рассказывает программный директор ММКФ Кирилл РАЗЛОГОВ.

культура: Изменилась ли, на Ваш взгляд, расстановка фестивальных сил в мире за последние годы? Как в нее вписывается ММКФ? Что он потерял и что приобрел?

Разлогов: Самое главное — он приобрел стабильность. У нас появилась постоянная аудитория киноманов, готовых наполнить кинотеатр «Октябрь». Пока еще не с восьми утра, как в Канне, но уже и не с 16.00 часов, как на первых фестивалях, которые проводила нынешняя команда. С 10–12 часов залы не пустуют. Если бы произошла какая-то перестановка, то Московский кинофестиваль мог бы занять место Берлинского. Это, конечно, из области предположений, связанных с тем, что на Берлинале наблюдается некий художественный кризис. А у ММКФ есть широта подхода, делающая его репрезентативным по сравнению с конкурентами, находящимися на одном уровне в фестивальной иерархии. Проблема, которая сохраняется, связана со структурой отечественного проката. Очень многие картины, особенно артхаусные, не выходят на экран. Часть фильмов мы не можем получить, поскольку наши прокатчики категорически отказываются их выпускать.

культура: Из чего исходит фестиваль, приглашая звезд? Кто интересует прежде всего?

Разлогов: Это сложный процесс в силу того, что подобные вопросы решаются несколькими голосами. Я всегда стою за экзотику. Приезд режиссера из Гонконга Юньфаня, на мой взгляд, — главное событие предстоящего фестиваля. Мы покажем ретроспективу Юньфаня «Краски души». Это чрезвычайно живописная программа изысканной эротики. Рассматривался вариант приглашения в Москву одного из самых крупных актеров Индии, но к сожалению, идея не нашла активной поддержки, что, по-моему, ошибочно. Я за открытие новых имен и против того, чтобы фиксироваться на пяти фамилиях.

культура: Какая программа нынешнего ММКФ станет самой необычной?

Разлогов: «49 мест», куда войдут десять шоковых фильмов, разных по жанру, выходящих за рамки нормального кинематографа. Здесь будут представлены и ленты, не имевшие успеха у жюри Каннского фестиваля. Многие картины этой программы смотреть неприятно. А названа она по числу мест в зрительном зале, рассчитанном на заядлых киноманов. Фильмы пойдут без русского перевода, только с английскими субтитрами. Шоковый эффект произведут картины из программы «Русский след», в частности китайская лента «Фортепиано на фабрике», где использована в неожиданном контексте знакомая нам музыка.