26.01.2015
Стоя на сцене с заслуженным «Орлом» в руках, Михалков отметил: «37 лет мы шли к этой картине и не догадывались, что она будет настолько близка к тому, что теперь творится вокруг нас. Той Одессы, где мы ее снимали, уже нет...
В первый раз была такая жесткая конкуренция. Я хочу поблагодарить всю нашу команду. И я хочу поблагодарить нашего зрителя, абсолютно потрясающего. Картина прошла в прокате, она прошла по телевидению. И через три месяца попросили люди, и она опять идет в Москве... Настоящее искусство — это то, что хочешь увидеть, услышать, посмотреть еще раз».
Самой профессиональной командой академики признали съемочную группу Никиты Михалкова, отметив операторскую работу Владислава Опельянца, таланты художника-постановщика Валентина Гидулянова и художника по костюмам Сергея Стручева. Приз за партитуру «Солнечного удара» из рук главного редактора газеты «Культура» Елены Ямпольской получил выдающийся композитор Эдуард Артемьев.
Сыгравший в трагикомедии Михаила Сегала «Кино про Алексеева» Александр Збруев заработал «Орла» за «Лучшую мужскую роль в кино». Получая статуэтку, актер был растроган: «Время бежит неумолимо — смотрю на зал со сцены и вспоминаю, как впервые попал в этот мосфильмовский павильон. Алов и Наумов снимали «Ветер», я, студент «Щуки», зарабатывал, играя в массовке. Потом, 53 года назад — в это трудно поверить, — замечательный режиссер Зархи снимал «Мой младший брат» с неизвестными молодыми актерами. Андрей Миронов, Олег Даль... Мы никогда не расстанемся с ними!
Это место — как малая родина, мой Арбат, на котором родился. Я себе сказал: больше не буду работать в кино, не снимался восемь лет, но прочитал аннотацию сценария режиссера Михаила Сегала, и у меня возникла ассоциация с Мишей Кононовым — великим актером, закончившим свою жизнь тем, что выращивал и продавал на рынке капусту, картошку. И в этом фильме во всех сценах он был рядом со мной. Есть люди, с которыми никогда не расстаешься — низкий поклон им за то, что они были с нами, не забывайте их!»
Зал аплодировал, у многих блестели глаза.
После церемонии корреспондент «Культуры» пообщался с лауреатами и номинантами премии.
культура: Вдохновляет признание коллег?
Режиссер Иван ТВЕРДОВСКИЙ: Безусловно, «Золотой орел» стал для «Класса коррекции» уже тридцатой, абсолютно неожиданной и важной наградой. Главное, благодаря фестивальной поддержке фильм увидели зрители — о нем спорят, скачивают на торрентах. Это не радует продюсеров, а мне как автору лестно. Но головокружения от успеха уже не испытываю, готовлюсь к съемкам следующего проекта, собираю группу, убеждаю: «Второй фильм всегда проваливается, давайте считать, что мы работаем над третьим».
культура: Случалось ли Вам слышать добрые слова от обычных зрителей?
Оператор Владислав ОПЕЛЬЯНЦ: Недавно сел в такси, услышав разговор по мобильному, водитель «вычислил» меня и аж привстал. Оказалось, раз десять он пересматривал фильм Никиты Михалкова «12», помнит все реплики и ценит мою работу, особенно черно-белую «Чечню». Я удивился, было приятно. До начала съемок сериала «Грибоедов» планирую поработать на одном независимом проекте, продолжаю делать рекламу. Считаю, этот тренинг дает тонус, необходимый каждому оператору.
культура: Как родилась идея снять документальную картину о Янковском?
Режиссер Аркадий КОГАН: Ее мне подарил сам Олег Иванович. Мы познакомились в 98-м, когда я работал над кинопортретом Михаила Швейцера, где был эпизод с участием Янковского. Он долго приглядывался ко мне и внезапно предложил снять фильм о себе. Близилось 55-летие актера — я согласился и, к моему великому стыду, вскоре пожалел. Как-то он меня не зацепил, показался слишком легким. Каюсь, был молод и глуп... Вскоре мою телепрограмму «Персона» сняли с эфира, и проект встал. Полтора года назад продюсеры предложили продолжить работу. Тут-то мне и открылся истинный масштаб Олега Ивановича. В обычной жизни он не любил проговаривать важные вещи, раскрывался лишь на экране, и мне удалось разглядеть внутреннюю лабораторию большого артиста. С 19 февраля «Янковский» пойдет в «Ролане» и «Пяти звездах», затем его покажет Первый канал.
культура: Как случилось, что Ваш «Поддубный» по основным номинациям разминулся с «Золотым орлом»?
Режиссер Глеб ОРЛОВ: Это странная история. Продюсеры, с которыми начинал картину, активно помогавшие в съемках, почему-то охладели к законченному фильму. Они не спешили выпускать его в прокат, не позаботились о широкой рекламе... Но, несмотря ни что, на «Поддубного» пошел российский зритель — более миллиона человек! Это главное. Никто ведь не снимает для премий. Высшее признание режиссеру и актерам может подарить только народ.
Призеры-2015
Лучший игровой фильм «Солнечный удар» режиссер Никита Михалков
Лучший телефильм или мини-сериал (до 10 серий включительно) «Бесы» режиссер Владимир Хотиненко
Лучший телевизионный сериал (более 10 серий) «Оттепель» режиссер Валерий Тодоровский
Лучший неигровой фильм «Янковский» режиссер Аркадий Коган
Лучший анимационный фильм «Иван царевич и серый волк-2» режиссер Владимир Торопчин
Лучшая режиссерская работа Андрей Звягинцев («Левиафан»)
Лучший сценарий Андрей Кончаловский, Елена Киселева («Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына»)
Лучшая женская роль в кино Елена Лядова («Левиафан»)
Лучшая женская роль на телевидении Виктория Исакова («Оттепель»)
Лучшая мужская роль в кино Александр Збруев («Кино про Алексеева»)
Лучшая мужская роль на телевидении Евгений Цыганов («Оттепель»)
Лучшая женская роль второго плана Северия Янушаускайте («Звезда»)
Лучшая мужская роль второго плана Роман Мадянов («Левиафан»)
Лучшая операторская работа Владислав Опельянц («Солнечный удар»)
Лучшая работа художника-постановщика Валентин Гидулянов («Солнечный удар»)
Лучшая работа художника по костюмам Сергей Стручев («Солнечный удар»)
Лучшая музыка к фильму Эдуард Артемьев («Солнечный удар»)
Лучший монтаж фильма Анна Масс «Левиафан»
Лучшая работа звукорежиссера Олег Урусов «Weekend»
Лучший зарубежный фильм в российском прокате «Отель «Гранд Будапешт» режиссер Уэс Андерсон
За вклад в российский кинематограф Станислав Говорухин
Специальный приз президиума Академии Иван Твердовский («Класс коррекции»)