Денис БОЧАРОВ
16.08.2013
От Трусливого льва до Бешеного быка
17 августа исполняется семьдесят лет Роберту Де Ниро. Без этого обаятельного итало-американца представить мировой кинематограф уже невозможно.
Умение виртуозно перевоплощаться в самых разных персонажей делает из обыкновенных фигурантов большого экрана мастеров с большой буквы. Таковы, например, Джек Николсон, Энтони Хопкинс, Том Хэнкс, Юрий Яковлев, Армен Джигарханян, Евгений Евстигнеев. Роли романтических героев, закоренелых преступников, выдающихся ученых, комичных недотеп или просто обыкновенных, ничем не примечательных парней удавались этим артистам одинаково убедительно. К их числу безоговорочно относится и Роберт Де Ниро, обладатель премий «Оскар» и «Золотой глобус», человек, суммарная выручка от фильмов с участием которого давно уже превысила два миллиарда долларов.
Творческий дебют будущего гения перевоплощения состоялся, когда юному Бобби было всего десять лет: в школьной постановке сказки «Волшебник из страны Оз» он исполнил роль Трусливого льва. Затем — учеба в нью-йоркской Высшей школе музыки, искусства и исполнительского мастерства имени Фьорелло Ла Гуардия, первые эпизодические роли.
Однако подлинный успех обрушился на Де Ниро только в тридцатилетнем возрасте. 73?й вообще стал для него во многом переломным годом. За роль бейсболиста в фильме «Бей в барабан медленно» Роберт получил Премию объединения кинокритиков Нью-Йорка. Тогда же, фильмом «Злые улицы» ознаменовалось начало многолетнего сотрудничества Де Ниро с Мартином Скорсезе. И главное: в конце того же года артист с блеском прошел кинопробы на роль молодого Вито Корлеоне в ленте Фрэнсиса Форда Копполы «Крестный отец II». За этот образ наш герой получил первого «Оскара». Второго он удостоился несколько лет спустя — после триумфальной ленты все того же Скорсезе «Бешеный бык», где исполнил роль известного боксера.
Временной отрезок с 80?го по 98?й можно назвать периодом наивысшего расцвета Де Ниро. Хотя со стороны это могло выглядеть и не совсем так: уж очень часто режиссеры пытались эксплуатировать брутальный, «крутой» имидж актера, задействуя его то в ролях гангстеров («Однажды в Америке», «Неприкасаемые», «Славные парни», «Казино»), то в образе спецагентов («Успеть до полуночи», «Ронин»), а то и вовсе возлагая на него экранную миссию отпетых злодеев («Сердце ангела», «Мыс страха»). Но пристально следившие за карьерой Де Ниро не могли пройти мимо таких разноплановых характеров, как страдающий тяжелейшим недугом пациент («Пробуждение»), безжалостный бизнесмен («Любовница») или рохля-полицейский («Бешеный пес и Глория»).
Финал прошлого и начало нового столетия обнаружили очередную грань феноменального таланта Де Ниро: его искрометный комедийный дар. «Знакомство с родителями», «Знакомство с Факерами», «Анализируй это» и «Анализируй то» собрали внушительную кассу по всему миру, закрепив за Робертом репутацию супер-лицедея, для которого в профессии не существует запретных территорий.
Де Ниро часто упрекают в отсутствии вкуса, небрежном отношении к предлагаемым сценариям и, в конечном счете, недальновидном отношении к собственной карьере. Действительно, в последние годы он постоянно снимается в картинах самых разных жанров и, что печально, не всегда высокого художественного уровня. Артист все время на виду, и само его участие в том или ином проекте гарантирует хорошие сборы. Но лент, которые по своим эстетическим достоинствам могли бы конкурировать с вершинами в биографии Де Ниро, не случалось давно.
Впрочем, это обстоятельство мало разочаровывает поклонников таланта Де Ниро и не очень беспокоит самого мастера. Во?первых, будучи суперпрофессионалом, Роберт просто не может не играть. Наверное, именно поэтому ныне он не столь требователен к сценариям и режиссуре — сам процесс для него куда важнее. А во?вторых, уровень уважения к его заслугам настолько велик, что карьере мэтра ничто не может навредить.