Жизнь как чудо

Андрей ЩИГОЛЕВ

30.09.2012

27 сентября в прокат вышла комедия Кена Лоуча «Доля ангелов».

Молодой гопник из Глазго в преддверии скорого отцовства решает завязать с хулиганским прошлым. Но начать жизнь заново не получается, на работу парня с криминальным прошлым не берут, а быкообразные родственники жены настоятельно рекомендуют Робби покинуть столицу и даже готовы материально отблагодарить, если тот откажется от ребенка.

После очередной драки новоиспеченного папашу привлекают к исправительным работам. В шотландском варианте это выглядит забавно: симпатичный Робби в компании товарищей по несчастью — смешных и придурковатых безработных отщепенцев — неумело красит стены в детском саду и смывает граффити с каменных надгробий.

Перевоспитывает криминальную поросль положительный социальный работник Гарри, увлекающийся на досуге коллекционированием эксклюзивных сортов виски. Тут-то и обнаруживается, что неприкаянный малыш Робби обладает редким даром дегустатора. А когда на другом конце страны объявляется аукцион по продаже самого дорогого напитка в мире — случайно уцелевшей бочки редкого сорта виски — компания перевоспитавшихся шотландских отморозков решает разжиться бутылочкой-другой эксклюзивного спиртного с целью перепродажи. Вырученной суммы как раз должно хватить Робби на то, чтобы, прихватив жену с ребенком, раз и навсегда покинуть недружелюбный Глазго.

«Доля ангелов» — это количество испарившегося за время выдержки в бочке спирта. Маленькое преступление, на которое можно закрыть глаза, если это поможет спасти пару заблудших душ.

Неисправимый оптимист Кен Лоуч, даром что разменял восьмой десяток, в почтенном возрасте умудрился сохранить наивную, почти детскую веру в человеческую природу. Герои его картин — пролетарии и обитатели социального дна, алкоголики, хулиганы и просто неудачники, вопреки обстоятельствам отстоявшие право на человеческое достоинство. Им, несчастным, списанным обществом в утиль, великий утешитель Лоуч на протяжении всей своей карьеры дарит шансы на новую жизнь.

Нельзя сказать, чтобы такая щедрость была востребована современностью. Жесткие социальные драмы Лоуча («Семейная жизнь», «Бедная корова»), с публицистической силой взывавшие к социальной справедливости в 70-е, к нулевым обернулись добрыми и наивными сказками из жизни униженных и оскорбленных. Не сказать, что несгибаемый левак Лоуч сдал позиции — изменилась сама расстановка сил. Мир преобразился быстрее, чем можно было представить. Отныне не только пролетарий Лоуча противостоит бездушной системе, но целый мир оказывается разделен по экономическому принципу на две неравные части. А угнетенные пролетарии благополучных стран — вчерашние герои Лоуча — и сами не прочь примерить на себя роль эксплуататоров-кровососов.

Лучше других изменившиеся реалии понимает сам Лоуч. Он снимает «Этот свободный мир», а в дальнейшем предпочитает облекать свои социальные драмы в яркие сказочные упаковки. Еще в «Гравии» (известном у нас как «Град камней») чудесная развязка читалась как божественное вмешательство, а уже «В поисках Эрика» или в «Доле ангелов» вокруг чуда строится весь сюжет. В первом роль deus ex machina выполнял призрак Эрика Кантоны, помогавший герою преодолеть запойный личностный кризис, во втором — жанр социальной комедии оборачивается и вовсе волшебной сказкой с обязательным счастливым концом.

«Доля ангелов»

Режиссер Кен Лоуч

В ролях: Пол Брэнниган, Джон Хеншоу, Гэри Мейтленд, Жасмин Риггинс, Уильям Руэйн

Великобритания, Франция, Бельгия, Италия, 2012