19.07.2013
В центре «Штурма...» — разумеется, вашингтонский White House. За пределами официальной резиденции на президентов США покушались не раз. Но Белый дом разрушали лишь в фильме-катастрофе «2012», где его накрывало гигантской волной, и во время вторжения инопланетян в «Дне независимости», когда здание уничтожили злобные пришельцы. Оба блокбастера снял Роланд Эммерих.
Все изменилось 20 марта 2013 года — в день мировой премьеры «Падения Олимпа» Антуана Фукуа, у которого Белый дом с президентом захватили и изрядно потрепали северокорейские диверсанты. Вину за этот беспредел разделил Эммерих, утверждающий, что не знал о проекте Фукуа, предвосхитившего или позаимствовавшего ключевые детали истории «Штурма». Нет причин не доверять его словам. Конкурент явно спешил, метал сюжет на живую нитку, не заботясь ни о правдоподобии, ни о подтексте.
У Эммериха все иначе. Всерьез. По-взрослому. Джон Кейл (Ченнинг Татум) — капитолийский полисмен, ветеран боевых действий на Ближнем Востоке — мечтает стать личным телохранителем первого лица. Глава президентской охраны, сокурсница Джона, не разделяет его энтузиазм. По мнению Кэрол (Мэгги Джилленхол), Кейл прост, малообразован и неотесан. Ретроград — не формат. Таким же герой выглядит в глазах и бывшей жены, и кокетливой референтки вице-президента. Только дочь, десятилетняя Эмили (Джои Кинг) уважает Джона. Она просит отца сводить ее на экскурсию в Белый дом. Девочка не расстается с айфоном, снимает на него все, что видит, и мечтает похвастаться в соцсетях папиным статусом.
Не пройдя собеседование, Джон не успевает признаться дочери в провале… «Не ври ребенку!» — шепчет на ухо президент Америки (Джейми Фокс), которому Эмили, буквально поймав за рукав, только что похвасталась: «Мой папа будет Вас охранять!»
Из видеопоста восхищенной крошки мир вот-вот узнает: ее папа — обманщик, негодный родитель и неблагонадежный гражданин.
Но раздается взрыв. Измена. Террористы захватывают резиденцию. «Мочат» охрану. Берут в плен президента. Вскрывают ядерный чемоданчик. Эмили попадает в заложники...
Герой вступает в бой. Самые важные детали: захватчики — такие же парни, как Джон, ветераны спецназа, преданные стране и преданные лидером Америки. Президент, не соответствующий занимаемой должности, — улыбчивый и болтливый негр. До самого финала не раскусишь, кто враг, а кто так... Фильм не о правых и виноватых. Он о борьбе за родовой (отцовский) и гражданский (президентский) статус.
Режиссер Эммерих показал себя зрелым мастером многофигурной композиции и трогательной детали. В Белом доме, оказывается, есть где разгуляться и за что погибать. Обычно на пафосно-патриотических штатовских боевиках русский зал хихикает. На «Штурме» наверняка будет сглатывать слезы.