В КИНО с «КУЛЬТУРОЙ»

Анна ЧУЖКОВА

14.07.2013

«Камилла Клодель, 1915». Франция, 2013

Режиссер Бруно Дюмон
В ролях: Жюльетт Бинош, Жан-Люк Винсент, Эмманюэль Кауффман, Марион Келлер, Армелль Лерой-Ролан
16+
В прокате с 11 июля

Это не мелодрама о страсти Огюста Родена и Камиллы Клодель и не байопик. Ожидать от такого неспешного и вдумчивого режиссера, как Бруно Дюмон, насыщенного повествования не приходится. Его картина посвящена нескольким дням из жизни Камиллы. Мы застаем ее, оставленную семьей, в психиатрической лечебнице на юге Франции. С судьбой героини режиссер знакомит нас лишь посредством короткого титра: была ученицей и любовницей Родена, в 1895 году они расстались. Дюмон вновь задействует непрофессиональных актеров, на этот раз — душевнобольных. Камера без стеснения заглядывается на изуродованных болезнью людей. То и дело раздаются ужасные крики, леденящий душу хохот. Даже лечащий врач выглядит выжившим из ума стариком. Камилла — виртуозная работа Жюльетт Бинош — изображена красавицей среди чудовищ. Красавицей, которая не теряет надежды на освобождение. Фильм Дюмона — рассказ об отчаянии и одиночестве. И состоит он преимущественно из назывных предложений — крупных планов и долгих молчаливых экспозиций прекрасной природы. Окрестности лечебницы — как вангоговский пейзаж с повозкой, выполненный в колорите барбизонцев. Своих героев Дюмон, как правило, освобождает от рефлексии. Будь то недалекие подростки из «Жизни Иисуса» или беззаботные любовники из «29 пальм», и уж совсем непредсказуемый святой маньяк из «Вне Сатаны». Тоска же мадемуазель Клодель понятна. И это делает ленту одной из самых «съедобных» из фильмографии Дюмона.

«Танго либре». Франция, Бельгия, Люксембург, 2012

Режиссер Фредерик Фонтейн
В ролях: Франсуа Дамиенс, Серхи Лопес, Ян Хамменекер, Энн Полицевич, Захари Шассерьо, Кристиан Кмиотек, Давид Муржиа
16+
В прокате с 11 июля

Знакомьтесь, Жан-Кристоф — одинок, уже пятнадцать лет ухаживает за ныне престарелой золотой рыбкой, по выходным ходит в танцкласс, а по будням — в тюрьму, где работает охранником. Сложно поверить, чтобы этот застенчивый педант был влюблен в танго. Впрочем, как и Фернан. Брутальный волосатый каталонец танцует и по рабочим дням, и по праздникам — в колонии, где ему предстоит провести десять лет, спешить некуда. И никто не посмеет криво посмотреть на крутого парня, упоенно вращающего бедрами с сокамерниками. А вот и Алиса — причина повального увлечения танцами всего тюремного мира: от забитого стража порядка Жана-Кристофа до Фернана, мужа красотки. Вот только как исполнить танго втроем? «Да хоть вчетвером!» — отвечает Фредерик Фонтейн. И закручивает сюжет в ритме лихой милонги. Может, кому-то он покажется слишком легкомысленным, но жюри Венецианского кинофестиваля убедил, заслужив специальный приз. Хладнокровные убийцы оказываются ранимыми и нежными, стражи порядка — отчаянными хулиганами, драма оборачивается комедией. Потому что танец свободы не терпит ни тюремных решеток, ни жанровых рамок.