Чужие против трансформеров

Алексей КОЛЕНСКИЙ

14.07.2013

Обещающий собрать в мировом прокате миллиард долларов 3D-блокбастер «Тихоокеанский рубеж» — уже в наших кинотеатрах.

Уроженец католической Мексики Гильермо дель Торо — режиссер-сказочник, верующий в победу благодати над проклятием. 15 лет подряд он праздновал успех в авторском и коммерческом кино («Лабиринт фавна», «Хеллбой»), но последнюю пятилетку его преследовали неудачи — один за другим срывались масштабные проекты. Упорхнул к Питеру Джексону «Хоббит», отменились лавкрафтовские «Хребты безумия»... Забыв про Ктулху, мастер снизил планку — подружился с монстрами, знакомыми каждому школьнику, и дебютировал с ними в 3D-фантастическом боевике.

2017 год. На дне Тихого океана открывается межгалактический портал, на человечество нападают динозаврообразные «чужие». Объединив усилия, ученые Земли создают боевые машины, внешне смахивающие на трансформеров. Сходство с персонажами популярной франшизы наглядно, но условно: у роботов человеческая начинка. Внутри каждого помещается пара пилотов, ибо управление громилами-джагерами доступно лишь коллективному разуму, синхронизированному «нейронным мостом». Иначе не управиться: единица — вздор, единица — ноль, помещенный в стальное чрево человеческий рассудок перегорает, боец-одиночка сходит с ума. Лишь слившись с напарником — обменявшись воспоминаниями, опытом, мечтами — коллективный пилот усиливает мощь стального гиганта, наделяет его истинным могуществом, многократно увеличивая маневренность, скорость, убойную мощь своего джагера. Однако способных соединиться в мыслящее целое не много. Каждая пара воинов — на вес золота, потери невосполнимы, океанских чудищ все больше. Последние выжившие братья по разуму дают монстрам решающий бой.

В этой битве впечатляет многое — размах постановки, изобретательность дизайнеров-графиков, амбициозность замысла, схематизм драматургии. Фактически Гильермо дель Торо замахнулся на «Титаномахию» — ключевой древнегреческий миф о сражении олимпийского красавца Зевса с родителем, законным властелином земли и времени, безобразным и безумным чудовищем Кроносом. Эта божественная драма свидетельствует: индивидуальное сознание по сути преступно, агрессивно, проблематично. И все-таки чудесным образом — победительно.

Усвоив классический урок, наивный фантаст дель Торо напридумывал себе и нам проблемную антифрейдистскую ситуацию, в которой свободный обмен и усвоение чужих ощущений и рефлексов гармонизирует субъекта и делает его убойным соперником чудовищных богов. Но что станется с миром, умещающимся, пускай в коллективной, но все-таки одной-единственной голове? Во всяком случае, о судьбе, развитии, становлении, сопутствующем риске и страхе смертном искусственному общечеловеку придется забыть... Как-то не по-людски, не по-божески — когда не жалко ни героев, ни богов. И не страшно ничуть.