Львиная доля

Алексей КОЛЕНСКИЙ

05.09.2014

5 сентября в рамках основного конкурса 71-го Венецианского кинофестиваля состоится премьера ленты Андрона Кончаловского «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына». Кто победит на старейшем смотре планеты — узнаем 6-го вечером. Жюри впервые в истории фестиваля возглавляет композитор — шестикратный оскаровский номинант последних лет Александр Депла.

Форум открылся 27 августа под свист и улюлюканье размахивавших флагами венецианцев: окружившие красную дорожку коммунальщики протестовали против снижения зарплат. Но скандала не получилось — внимание публики было приковано к дефилировавшим кинозвездам: приглашенному в жюри Тиму Роту, Джуду Лоу, а главным образом — Майклу Китону и Эдварду Нортону, представлявшим фильм открытия «Бёрдмен».

Первая же премьера смотра не обманула ожидания гостей — виртуозно снятый оператором «Гравитации» Эммануэлем Любецки бурлеск Алехандро Гонсалеса Иньярриту ответил на вечный вопрос: есть ли жизнь после славы? Некогда блеснувший в роли фантастической суперптицы, киноактер (Майкл Китон) попытался «воскреснуть» на бродвейских подмостках и — вопреки ожиданиям — это ему удалось. Куда податься после успешной театральной карьеры — исследовал Барри Левинсон во внеконкурсной ленте «Унижение» с Аль Пачино в роли стареющего премьера. Он же сыграл бывшего зэка, охмурившего провинциальную банковскую служащую (Холли Хантер) в уморительном конкурсном «Манглхорне» Дэвида Гордона Грина. Самым перспективным претендентом на «Золотого льва» среди юмористов оказался шведский перфекционист Рой Андерссон, завершивший картиной «Голубь сидел на ветке, размышляя о жизни» авторский триптих (предыдущие части — «Песни со второго этажа» и «Ты, живущий», — сняты в 2000 и 2007-м). 

По мнению гостей и участников, 71-я Венецианская кинобиеннале превратилась в парад-алле авторских комедий на любой вкус, лишь в основной программе отборщикам удалось соблюсти меру. В конкурсе блеснули неистовый киберпанк Синья Цукамото («Ноби»), неутомимый натуралист Абель Феррара («Пазолини»), католический моралист Ксавье Бовуа («Цена славы») и  голливудский фантаст Эндрю Никкол («Хорошее убийство»). Дэвид Оельхоффен представил экзистенциальный вестерн «Вдалеке от людей» по мотивам прозы Альбера Камю (в главной роли — Вигго Мортенсен), американец иранского происхождения Рамин Бахрани — остросоциальную драму «99 домов». Германский турок Фатих Акин стал первым европейцем, высказавшимся на тему геноцида армян начала прошлого века (роад-муви «Шрам»). Джошуа Оппенхаймер вновь пообщался с выжившими жертвами индонезийской резни конца 60-х (документальная драма «Взгляд тишины» — продолжение «Акта убийства» 2012 года).  

За пределами конкурса с успехом прошли премьеры искрометной комедии Питера Богдановича «Без любви виноватый», неигровой садомазохистской юморески Ульриха Зайдля «В подвале» и трехчасовой версии второй части триеровской «Нимфоманки». Перевоплотившись в клошара, мокьюментарист Ларри Кларк исследовал мир парижских гаврошей («Чем мы пахнем»). Не удержался от улыбки даже сдержанный Мохсен Махмальбаф, представивший пастиш «Президент» о диктаторе, возглавившем один из обломков СССР (съемки проходили в Грузии). Решив показать юному наследнику, что значит абсолютная власть, нацлидер вырубил в столице свет. А включить уже не сумел: город захватили инсургенты, и жизнь страны превратилась в ад. 

Особого упоминания заслуживает 19-минутная фреска «Старик из Рештелу»: старейший киноклассик планеты,105-летний Мануэл ди Оливейра, пригласил обсудить незавидную судьбу Португалии Дон Кихота, Камоэнса и Каштелу Бранку. Любителям интеллектуальных бесед адресован также альманах «Разговоры с богами», соавторами и участниками которого выступили Эмир Кустурица, Эктор Бабенко, Алекс де ла Иглесиа, Мира Наир и Хидео Наката. 

В программе Venezia Classici состоялась премьера отреставрированных шедевров. Россию представляла лирическая комедия Георгия Данелии «Я шагаю по Москве». 

Почетными «Золотыми львами» отметили американцев — монтажера скорсезевских картин, трехкратную обладательницу «Оскара» Тельму Шунмейкер и независимого документалиста Фредерика Уайзмана. 

В рамках 71-го Венецианского МКФ прошли премьеры более ста картин. Фильмом закрытия станет гонконгская ретродрама Энн Хуэй «Золотая эпоха» — история жизни писательницы начала XX века Сяо Хун, в роли которой блеснет лучшая молодая актриса по версии Каннского фестиваля 2008 года Тан Вэй.