26.06.2013
Действие картины переносит зрителей в начало 20-х годов. Актер Николай Евлахов решает, что должен прожить чужую жизнь, а точнее, сыграть ее, словно роль, воспользовавшись случаем, который предоставила ему судьба.
В конце Гражданской войны, пытаясь спастись от большевиков, Евлахов переезжает от станции к станции вместе с частями Белой армии. На одном из полустанков Плотников, командир красных, которые захватили поезд, принимает решение расстрелять белогвардейцев, если такие есть. Отделяя военных от гражданских, красный командир единолично решает, кому жить, а кому нет. Всего на минуту он останавливается напротив Евлахова, который не знает, чего ожидать от своего двойника — помилования или смерти. Но Плотников не успевает принять решение, бросается во внезапно вспыхнувший бой и погибает.
Евлахов уезжает с женой в Финляндию, служит в театре. Однако та трагическая встреча и поразительное внешнее сходство с Плотниковым не дают актеру покоя. Он расценивает все произошедшее с ним зимой 1919 года как возможность совершить подвиг во имя искусства, сыграв роль в реальных «декорациях». Выкупив досье на Плотникова, Евлахов вживается в его образ, переходит границу и оказывается в Петрограде, где жизнь уже совершенно другая, совсем не похожая на ту, что была до революции.
культура: Главный герой фильма служит искусству. Вы отождествляете себя с ним?
Лопушанский: Безусловно. Одна из тем картины — тайна творчества. Его магия. И цена, которую платит художник за свое произведение, открывающее дверь в души людей. Не важно, кто автор — писатель или актер. В моей истории тайна искусства связана с национальной судьбой и культурным пространством России. Поэтому герой имел право сказать в финале: в роли, которую я сыграл, мне открылась тайна русской истории. Как автор таким открытием похвастаться не могу. Это будет слишком самонадеянно. И прямолинейно.
культура: Что движет главным героем фильма?
Лопушанский: Попытка осмыслить братоубийственную войну — страшный перелом нашей истории. Чтобы познать смысл произошедшего со страной, актер способен сделать только одно — вжиться в образ человека, находящегося по другую сторону баррикад. И проникнув в чужую душу, постичь судьбу родины.
культура: Почему на главную роль без проб утвердили Максима Суханова?
Лопушанский: Он идеально подходил. Замечательный артист, один из лучших. Суханов способен сделать образ объемным. Это редкое качество.
культура: Вам были важны лица, напоминавшие об эпохе?
Лопушанский: Важно было войти во время, избегая приблизительного его обозначения. А не как в сериалах: взяли две шляпы — и «отразили». Несерьезно. Если полностью погружаешься в минувшее, многое открывается. Зрителям интересно пережить прошлое заново — ощутить его звучание: как жили, какие были лица. Они ведь выглядели иначе: крутые скулы, некая особая простонародность. Люди в зрительном зале об этом не думают. Но, когда видят нечто, вызывающее ассоциации, подсознательно верят происходящему на экране.
культура: Почему не подарили герою шанс на спасение?
Лопушанский: Он сам отказался. Как подлинный художник, актер понимал: финал должен быть трагическим. И у него, Евлахова, и у сыгранного им персонажа — Плотникова, который вряд ли бы пережил 1938 год. Это единственно возможный исход. Всякий другой неточен, неправдив.
культура: У кинематографа есть миссия?
Лопушанский: Всегда. В каждую эпоху — своя особенная. Раньше, во времена Андрея Тарковского, когда я учился, это была высокая идея духовного послания человеку. Зритель тянулся к искусству, несущему почти религиозные, мессианские идеи. Люди стояли в бесконечных очередях, чтобы посмотреть «Зеркало». Сегодня миссия кино — развлекать. Иное время. Другие ценности. И художник — уже не носитель послания, чаще всего. Такова жизнь. Надеюсь, придет время — вернемся к высокому.