31.07.2014
Режиссер Александра Орехова дебютировала в жанре хореографической мелодрамы. Сюжет — безделица о танцовщике, покидающем сцену, но, как и у Чехова, в вольной экранизации «Калхаса» нет ни одной невнятной или фальшивой детали.
Проснувшись после «отходной» вечеринки, актер узнает об измене любимой, выходит на подмостки, просит дать свет и буквально взрывается в танце под аккомпанемент музыкально-шумовой композиции «аукцыониста» Леонида Федорова. Стремительный, изломанный трехминутный бенефис перед пустым залом снят одним головокружительным планом. В последний миг вдохновенного полета «мотылек» врывается в пылающее жерло «юпитера» и исчезает в нем. Актер Сергей Лаврентьев не сразу сработался с хореографом Татьяной Докичевой, но шесть трудных репетиционных дней не прошли даром: первому дублю финала аплодировала вся площадка.
В постановке Георгия Солдатова «Месть» присутствуют те же элементы — интриги закулисья, темы измены и одиночества артиста, но разыграны они по канонам водевильной драматургии. Театральный премьер (Павел Юринов) рекомендует неудачливому коллеге (Алексей Медведев) не расставаться с порванным халатом — дескать, без этой «краски образа» ему нечего делать в искусстве. Жертва травли не сдается — проникает в гримерку к актрисе (Александра Франк), соблазняет и пытается умыкнуть ее капот. Его ловят за руку. Слетев с катушек, воришка срывает премьеру и разражается покаянным монологом. Снятый с рук «капустник» оборачивается драмой, роковой халат — прозрачной метафорой гоголевской шинели.
Режиссер Иван Перекатов повенчал чеховский сюжет с достоевскими страстями. Персонаж с остекленевшими глазами — Банкир (Максим Колосов) — проникает в подвал, где вот уже десять лет живет в добровольном заточении его жертва (Александр Туманов). Раздается выстрел — падает окровавленный труп. Убийца велит явившемуся охраннику банка (Игорь Гуцу) принести мешок и включает обнаруженную в подвале видеокамеру: на ее экране убитый отшельник «оживает» и сообщает о намерении разорвать пари с Банкиром и покинуть затвор за час до истечения оговоренного срока. «Это не надо было», — бормочет охранник. «Он все соврал, он хитрый», — отзывается душегуб. В расфокусе пакуют труп, на переднем плане, в окошке видоискателя, собирает нехитрые пожитки отшельник.
Аскетичная миниатюра цепляет с первых кадров — материализуется, наваливается, душит свинцовая мерзость убийцы, расплатившегося за пари внутренней свободой и рассудком.
«Пари» — наиболее камерная и, возможно, самая интересная работа нынешней Летней киноакадемии, состоявшаяся, в первую очередь, благодаря безукоризненной сыгранности актерского трио с оператором Никитой Розовым.
О том, как оценят результаты студенческих трудов педагоги Академии и ее руководитель, «Культура» обязательно расскажет.