Ну и как Ока?

Светлана ХОХРЯКОВА

16.06.2012

Премьера «Кококо» стала едва ли не самым заметным светским мероприятием недавно завершившегося «Кинотавра». Пришли даже те, кто вообще не появлялся на просмотрах, предпочитая им отдых у моря.

Повышенный интерес к фильму объяснялся присутствием Дуни Смирновой и Анатолия Чубайса, сопровождавшего жену не только на премьере, но и на пресс-конференции. По части аплодисментов «Кококо» тоже не было равных, что лишний раз подтвердило: публика жаждет легкого кино, а не надрывной драмы. Жюри под руководством Владимира Хотиненко отметило Анну Михалкову и Яну Троянову призом за лучшую женскую роль в этом фильме.

Сценарий изначально писался на конкретных актрис. Михалкова и Троянова сыграли две противоположности. Лиза живет в Санкт-Петербурге, работает в Кунсткамере. Ее будни унылы и однообразны, никаких эмоциональных всплесков не случается, разве что периодические встречи с бывшим мужем приносят хоть какие-то блеклые впечатления. Вика приезжает из провинции, она любит вечеринки и приключения, источает энергию, живет безоглядно. Случайная встреча в поезде с последующим неприятным происшествием сводит вместе этих весьма репрезентативных представительниц интеллигенции и народа. А потом Лиза, героиня Анны Михалковой, пытается избавиться от проблем, которые сама себе создала.

Знаменитый экспонат Кунсткамеры — сиамские близнецы, заспиртованные в пробирке, — стал для Авдотьи Смирновой своего рода символом неразрывности слоев населения. Съемки проходили в настоящей Кунсткамере, и, прежде чем дать разрешение, директор музея настоял на прочтении сценария. Напрасны были переживания авторов проекта по поводу упоминания Ходорковского и ругательства в адрес «партийных сук». Этим, как выяснилось, наших музейщиков не запугать. Был момент, когда Смирнова хотела убрать упоминание имени Ходорковского, к которому, по ее словам, нельзя испытывать ничего, кроме сердечной горечи и сочувствия, — как к человеку, который сидит. К тому же фильм не о Ходорковском, а о нас. Эта характеристика времени была нужна Смирновой для обозначения ближнего круга Лизы, ее друзей, которым до всего есть дело. Они посещают детский дом и на свою нищенскую зарплату покупают сиротам самое необходимое. В фильме все это смотрится странно, каким-то лишним грузом. Однако Смирновой представлялось важным показать, как, имея сочувственные взгляды, простирающиеся на социум, мы способны замучить до смерти своего ближнего, лишить его воздуха. Она чуть не рассорилась с молодыми критиками, многое не принявшими в ее картине. Но именно перед ними высказалась по поводу личных пристрастий, которые на стороне Болотной, а не Поклонной. При этом заметила, что ее оскорбляет позиция непримиримости части передового общества по отношению к тем, кто не принимает Ходорковского...

Смирнова снимала историю дружбы, являющуюся высшей формой любви. В ней куда больше бескорыстия, чем в плотской страсти. Чистая концентрированная эмоция и никакой телесности. Нечто вроде того, что происходит в «Войне и мире» между княжной Марьей и Наташей Ростовой после смерти князя Андрея. Авдотья Смирнова ссылалась на Льва Толстого, который писал о том, что между его героинями возник тот род пылкой дружбы, который бывает только между женщинами, когда одна чувствует себя тревожно, если другая выходит из комнаты. Идеи о физическом соединении героинь у Смирновой не было, но после премьеры ей говорили, что логически все шло именно к такому развитию событий... Картине вообще многое приписывают. Смирнову же интересовали конкретные люди. Для Авдотьи это история о том, что происходит внутри языка. Ведь мы вкладываем абсолютно разный смысл в одни и те же слова. При этом она ставит в общий исследовательский языковой контекст свой опыт с тем, что пытаются делать Александр Расторгуев с Павлом Костомаровым в картине «Я тебя люблю», а теперь и в «Я тебя не люблю», показанных на «Кинотавре».

«Кококо» наделили куда большим объемом смыслов, чем туда было заложено, и сам этот факт достоин изучения. Интересно, что Смирнова произвела исследование, поручив Яне Трояновой просчитать доходы тех, кто работает, как и ее героиня, в ночном клубе Екатеринбурга. А потом сопоставила его с имущественным положением музейного работника Лизы. Нетрудно было понять, чей достаток перевесит. В общем, гуляют девушки на деньги Вики, которая вкалывает, содержит своих родных и совсем не хабалка, как многим представляется.

У продюсера Сергея Сельянова есть чувство, что фильм будет долго жить. Выпускается он в непривлекательное для проката летнее время, когда зрительская активность минимальна. Но, с другой стороны, нет конкуренции с другими российскими картинами.

«Кококо», 2012. Кинокомпания «СТВ», «Глобус Фильм». Режиссер Авдотья Смирнова. В ролях: Анна Михалкова, Яна Троянова, Анна Пармас, Юлия Снигирь, Константин Шелестун, Евгений Муравич. В прокате с 14 июня