Что день минувший нам готовит?

Алексей КОЛЕНСКИЙ

05.06.2014

На экранах страны — фантастический боевик о герое, вырвавшемся из временной петли. 

Инопланетяне атакуют — стальные каракатицы движутся по евразийскому континенту, сметая все на своем пути. Но отчаиваться не стоит, победа близка — уверяет телезрителей пресс-секретарь англо-американской коалиции майор Уильям Кейдж (Том Круз). Живой пример — подвиг сержанта Риты Вратаски (Эмили Блант), прикончившей тысячу тварей. Вдохновленные успехом распиаренной валькирии, солдаты овладевают навыками обращения с боевыми экзокостюмами, готовятся к высадке на побережье Франции. Кейджу приказано присоединиться к наступающим. 

Отвертеться не удается — вступив в конфликт с британским главнокомандующим (Брендан Глиссон), Уильям пытается сбежать и приходит в себя на тренировочной базе — уже без погон. Назавтра рядовой Кейдж попадает в гущу битвы. Сражается, погибает и вновь оказывается во вчерашнем дне. Впереди — все та же бессмысленная мясорубка, события следуют по заранее известному сценарию, который необходимо сломать. 

«Найди меня, когда очнешься», — приказывает сержант Вратаски перед тем, как в очередной раз пасть смертью храбрых. Наутро выясняется, что Рите тоже довелось погибать, просыпаться и вновь умирать... Но при переливании крови «подарок судьбы» был утерян — последней надеждой человечества становится Кейдж, волей случая прикончивший в бою высокопоставленного монстра и за компанию с ним угодивший во временную петлю, являющуюся фирменным ноу-хау пришельцев. В случае, если день не задается, королева агрессоров включает задний ход и переигрывает все в свою пользу. Кейджу и Вратаски надо отыскать и ликвидировать чудовище, что совсем не просто.

Постановщик «Мистера и миссис Смит» Даг Лайман реанимировал потертый сюжет дюжины фантастических боевиков и наполнил его новым смыслом. В «12 обезьянах», «Исходном коде» и «Петле времени» герой-одиночка возвращался в прошлое, чтобы разыскать и уничтожить приближающего Армагеддон антагониста. Уильяму и Рите предстоит сразиться — прежде всего — с индивидуальным проклятием, измениться, сработаться, стать единым целым. 

Казалось бы, задача поставлена, цель ясна — шаг за шагом изменяя сценарий дня, совершенствуясь в боевом мастерстве, персонаж Круза становится все сильнее. И всякий раз оказывается в пустоте — ему никак не удается ни спасти боевую подругу, ни одолеть врага в одиночку. А Рите, не помнящей, чем завершился промелькнувший день, приходится все больше полагаться на партнера, который не достоин доверия: распиарив девушку, безответственный рекламщик тем самым приговорил ее к смерти. Заодно подставил все человечество и, вполне возможно, был спасен королевой пришельцев не без умысла... Но тварь просчиталась. Победы достоин тот, кто всякий день учится верить и надеяться, зная: завтра наступит вчера и лишь для тебя одного. 

Закрученный в пружину сюжет, ураганный экшн, тонко акцентированный юмор и мелодраматизм, тревожный многозначительный хеппи-энд — не главные достоинства фантастического боевика. Наиболее впечатляющим открытием Дага Лаймана стал Том Круз, умудрившийся прожить пару горячих дней в дюжине ипостасей: от обаятельного негодяя и отчаявшегося мальчишки до циничного авантюриста и романтичного Орфея. Многоликого героя, победившего смерть.