10.05.2014
мотивам скандального романа Захер-Мазоха.Париж окутывают сумерки. Режиссер Томас Новачек (Матье Амальрик), задумавший поставить пьесу собственного сочинения по мотивам «Венеры в мехах», собирается покинуть театр после неудачных актерских проб. Внезапно в зал врывается возбужденная незнакомка и умоляет дать ей шанс. Вульгарная болтушка Ванда Журден (Эмманюэль Сенье) явно не годится на роль рафинированной графини, но Томас уступает.
В мгновение ока простушка преображается во властную аристократку. Зачарованный режиссер подыгрывает «Ванде фон Дунаевой» — сцена за сценой меняя манеру игры, актриса перехватывает инициативу. В перерывах между эпизодами отчитывает постановщика за мужской шовинизм, обзывает его персонажа извращенцем и сексистом. Режиссер спорит. Для него (как и для Захер-Мазоха) Северин фон Кузимский, добровольно отдавшийся в рабство бессердечной Ванде фон Дунаевой, — идеал бескорыстного влюбленного.
В конце концов, госпожа Журден предлагает покоренному Новачеку самому перевоплотиться в героиню. Красит партнеру губы, привязывает чулками к бутафорскому столбу и подвергает издевательствам. Титры — цитата из Книги Юдифи: «Бог наказал его, предав в руки женщины». Занавес.
Полански экранизировал юмористическую пьесу нью-йоркского драматурга Дэвида Айвза, позаимствовавшего у Захер-Мазоха лишь монологи. Мазохизмом тут и не пахнет. Великолепный актерский дуэт выкладывается на все сто. В итоге «Галатея» Ванда начинает режиссировать игру «Пигмалиона» Томаса.
80-летний Поланский честно заработал «Сезар», доказав, что способен поставить живую комедию положений без единой шутки или гэга, лишь противопоставив мужское и женское. Заставив Инь и Ян сыграть в «Кто лишний?».