«Аватар: Пламя и пепел» Джеймса Кэмерона: как вернуться в Золотой век?
Вышла третья часть самой масштабной франшизы в истории человечества. «Аватар: Пламя и пепел» получился эффектнее предыдущей части и позволил оценить масштаб авторского замысла.
Съемки эпика Джеймса Кэмерона стартовали восемь лет назад одновременно с предыдущей серией, но из-за пандемии, разработки технологий захвата подводного движения, а также подготовки производства последующих сиквелов, завершились пять лет спустя. Однако колдовство над изображением затянулось — премьеру переносили уже девять раз. Думается, главной проблемой стала попытка нащупать визуальное равновесие частей, каждая из которых подвергает Аватара испытаниям стихий.
![]()
В первой части народы на’ви и земные агрессоры сражались на земле Пандоры, во второй — резвились в океане, а ныне проходят крещение огнем: древние джунгли питали силы восставших, вода объединяла, а пламя закаляет, но требует жертв. В его очищающую силу истово верует третья сила — вождь племени туземцев-огнепоклонников, обитающих в кратере уснувшего вулкана.
![]()
Эта яростная фурия затмевает прочих персонажей пепельно-алым гримом и кошачьей пластикой. А вот занимательности его сюжетной линии не хватает. Варанг (Уна Чаплин) воплощает одичавших на’ви, ведущих с сородичами религиозную войну. Она почитает пламя более сильным божеством, чем обитающую в Древе душ праматерь рода, и вступает в военный союз с полковником Куоритчем (Стивен Лэнг), мечтающим покарать отступника — бывшего капрала, а ныне вождя на’ви Аватара Джейка Салли (Сэм Уортингтон).
![]()
Помимо мести, Куоритч мечтает вернуть к людям своего усыновленного Джейком отпрыска Спайдера по прозвищу Паук (Джек Чемпион). Разумеется, буйного подростка не прельщает такая перспектива. Мальчишка мечтает стать настоящим на’ви и добивается успехов — учится дышать без кислородной маски, отращивает хвост, строит куры сводной сестре, ввязывается во все авантюры синих братьев, но так и остается самым невнятным и малообаятельным персонажем франшизы. Так и задумано: человеческий детеныш нужен лишь затем, чтобы оттенять совершенства на’ви, поскольку на кону здесь судьба не героя-одиночки, а аборигенов, преданных матушке-природе.
![]()
Джеймс Кэмерон стремится увязать многочисленные сюжетные линии, вписывая их во вторичные и тавтологичные перипетии: туземцы терпят одно фиаско за другим, то и дело попадают в плен, но, проявляя чудеса взаимовыручки, вырываются на свободу, дабы мобилизовать на борьбу с оккупантами всю фауну родной Пандоры. На деле же, автора интересует чудо рождения здорового общества вне цивилизационного проекта. На культурной основе бескорыстной эмпатии, чистой любви и семейных уз. Возможно ли в таком случае говорить о каком-либо прогрессе?
![]()
Эту проблему предстоит решить сиквелам, которые мы увидим не ранее 2029 и 2031 года. Определенно, четвертая часть представит войну в воздушной стихии, а финальная, эфирная, явит космическое торжество всеобщей гармонии. Что в наше неспокойное время выглядит архаично и наивно. И все-таки, в главном Кэмерон прав: цивилизации, отрекающиеся от культуры, обречены на скорую гибель и забвение. А выжившим следует помнить, что возрождение мира — трудный жертвенный путь, пролегающий через приобщение к коллективной, родовой памяти. Кэмерон настаивает: возвращение в Золотой век немыслимо без обретения детского мировосприятия.
![]()
И тут возникает занятная сюжетная аберрация. Все три силы: враждующие кланы на’ви и космический десант землян являются матриархальными сообществами управляемыми Великой матерью Пандоры, обитающей в Священном древе Душ, безумной еретичкой Варанг и генеральшей Ардмор (Иди Фалько). Разумеется, между тремя ипостасями доброй, злобной и строгой мамаши есть нечто общее, скрываемое от нас завесой тайны грядущих сиквелов.
![]()
Ну а пока разогретый пафос «Пламени и пепла» диктует формат презентации: четырехсотмиллионная, 197-минутная сага снята для просмотра сверхчеткого изображения IMAX в 3D-очках. Многие ли российские кинотеатры способны сегодня предоставить такую возможность — вопрос риторический. Восприятие эпичного зрелища обеспечивает высокая частота кадров, погружающая зрителей в галлюциногенно-медитативную эйфорию, компенсирующую огрехи сюжетосложения. О чем свидетельствуют мировые сборы, уже превысившие 1,2 миллиарда долларов.
![]()
«Аватар: Пламя и пепел». США, Канада, 2025
Режиссер Джеймс Кэмерон
В ролях: Сэм Уортингтон, Зои Салдана, Уна Чаплин, Джек Чемпион, Стивен Лэнг, Кейт Уинслет, Сигурни Уивер, Эди Фалько, Джованни Рибизи, Дэвид Тьюлис, Джемейн Клемент, Клифф Кёртис, Британ Далтон, Тринити Блисс, Иди Фалько
16+