«Бабочка» вылетела: вручены первые премии Евразийской киноакадемии

«Бабочка» вылетела: вручены первые премии Евразийской киноакадемии

Алексей КОЛЕНСКИЙ

28.11.2025

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» прошла церемония вручения первой Открытой Евразийской кинопремии. Главный приз — «Бриллиантовую бабочку» за лучший фильм и бриллиант стоимостью более миллиона долларов — завоевала китайская лента «Против течения» режиссера Сюй Чжэн.

Предваряя церемонию, вдохновитель и идеолог премии Никита Михалков на пресс-конференции в ТАСС отметил:

— Идея премии родилась три года назад. Тенденция, возникающая в кинематографе и связанная с очень мощным идеологическим давлением, когда русская картина может попасть на большой фестиваль или «Оскар», только если отрицательно говорит о своей стране, истории и культуре, стала в достаточной степени раздражать и мешать. Тогда возникла мысль: действительно, существует огромный мир Евразийского пространства, большой Юг с огромным количеством людей, где живут потрясающие режиссеры... И мы стали пытаться договориться о том, чтобы была создана Евразийская академия и кинопремия «Бриллиантовая бабочка». Эту идею мы обсуждали с Владимиром Ростиславовичем Мединским, с Ольгой Борисовной Любимовой...

Никита Михалков

Никита Михалков на красной дорожке перед началом первой церемонии награждения победителей Открытой Евразийской кинопремии «Бриллиантовая бабочка» в театре «Мастерская «12» Никиты Михалкова». Фото: Александр Щербак/ТАСС

Естественно, это дело не быстрое — так сразу щелчком не сделаешь. В течение этого времени шла разработка устава, принципа и смыслов. Готовый вариант мы представили Владимиру Владимировичу Путину. Во время посещения Китая он рассказал об идее товарищу Си, и тот счел ее полезной.

Эта история стала развиваться, мы разослали предложения войти в Академию другим странам, придумали красивую статуэтку: ее сделал замечательный художник Юрий Купер, чьи картины висят во всех галереях мира, главный художник нашего театра... «Оскар» не дает никаких материальных радостей, но поднимает статус и контракты своих лауреатов. И, поскольку претендовать на конкуренцию в этом смысле молодой академии трудно, решили укрепить ее серьезным материальным подспорьем. Оно заключается в 250 тысячах долларов, прилагающихся к каждой премии во всех номинациях, и одному миллиону долларов за лучший фильм. Но дабы уйти от тенденций «Оскара» и больших фестивалей, президент предложил не выплачивать премии деньгами, а вручать лауреату бриллиант — якутский, высококлассный, сертифицированный. По пять каратов стоимостью 250 тысяч долларов в одиннадцати номинациях и десятикаратный, эквивалентный миллиону долларов. Сертификаты, разрешения на вывоз и охрана — каждый получивший премию будет охраняем офицерами Росгвардии вплоть до его отъезда.

«Бриллиантовая бабочка» — важная возможность не только для развития кинематографа, а для нравственной самозащиты, в которой мы все нуждаемся, ведь мы — единственная держава Европы, которая встала в полный рост против всего того, к чему нас хотят приучить, — подчеркнул Никита Сергеевич. — Это и серьезный знак уважения к тому кинематографу, которому трудно пробиться на экраны... Есть у нас и номинация для картины, присланной из страны, не входящей в Евразийское пространство, но соответствующей тем принципам, которые мы исповедуем: уважение к национальной культуре, религии, истории, человеческим ценностям. Лозунг Евразийской академии: «Любая правда без любви есть ложь!»

Наше отличие от других жюри заключается в принципе: каждый год премия может быть вручена в другой стране, входящей в Евразийскую академию, и решение о присуждении принимают национальные комитеты, а не международное жюри, как на больших фестивалях. Свои кинематографисты, журналисты, писатели решают, кому вручать премию. От каждой страны на соискание принимается не более трех картин... По качеству каждая из этих картин может претендовать на главный приз. В наш экспертный совет входило четырнадцать человек, известных режиссеров, актеров, журналистов...

За это время кроме подготовки к церемонии мы разрабатываем обширную учебную программу — за неделю на базе моей Академии студентами разных стран было снято десять двухминутных картин. Это очень полезная идея — наша Академия связана не только с вручением «Бриллиантовой бабочки», а и образовательными программами, которые будут развиваться», — завершил вступительное слово Михалков.

В начале церемонии помощник президента Владимир Мединский зачитал приветствие Владимира Путина участникам и гостям собрания. Президент отметил, что «этот яркий, впечатляющий проект состоялся во многом благодаря подвижничеству, энтузиазму и вдохновению Никиты Сергеевича Михалкова, его стремлению создать творческую площадку для профессионального и дружеского общения талантливых актеров и режиссеров, композиторов и сценаристов, операторов и художников из России и других государств».

Важность премии отметила член экспертного совета кинопремии, известный киноэксперт, главный редактор и редакционный директор журнала «КиноРепортер» Мария Лемешева:

— Я не политик, но как искусствовед понимаю: тактика «мягкой силы» всегда дает впечатляющий результат. Тут можно привести в пример мою работу в Индии, Сербии и личный опыт, когда я видела, как люди через искусство, кино начинают лучше друг друга слышать и понимать. С «Бриллиантовой бабочкой» то же самое: она объединяет и дает возможность глубже погрузиться в мультикультурное пространство, лучше понять своих соседей по планете, выработать алгоритмы сотрудничества, а не вражды. Мы стали свидетелями исторического события, значение которого еще предстоит оценить. Лежащее в его основе гуманистическое начало способно изменить мир.

Мария Лемешева

Фото: Геннадий Авраменко/предоставлено пресс-службой журнала «КиноРепортер»

Церемония удивила музыкальными дивертисментами в обрамлении впечатляющих визуальных спецэффектов на обрамляющих симфонические оркестры масштабных экранах высокой четкости, а кульминацией шоу стал полет уникальной бабочки, выпущенной со сцены и овеявшей трепетом невесомых крыльев переполненный партер.

Открытая Евразийская кинопремия «Бриллиантовая бабочка»

Режиссер из Венесуэлы Даниэль Егрес Ричард (справа). Фото: Телеграм-канал Ольги Любимовой

На соискание премии были представлены 34 фильма из семнадцати стран. Первым обладателем первой статуэтки «За лучший фильм страны, не входящей в Евразийское пространство» стал режиссер из Венесуэлы Даниэль Егрес Ричард, представивший в России байопик о народном певце-филантропе «Али Примэра».

Лучшим композитором признали Юрия Потеенко, сочинившего партитуру белорусской сказки «Черный замок» Кирилла Кузина. Награды «За лучшие роли первого плана» вручили актерскому дуэту Светланы Крючковой и Александра Адабашьяна, сыгравших чету интеллигентных питерских пенсионеров в камерной семейной комедии Андрея Зайцева «Двое в одной жизни, не считая собаки».

«Двое в одной жизни не считая собаки»

«Двое в одной жизни не считая собаки»

«Двое в одной жизни, не считая собаки»

Адабашьян заметил, что «стал первым лауреатом, который приостановил экспорт бриллиантов», и поблагодарил своих мастеров. Светлана Крючкова отметила эмоциональный смысл награды: «Я пятьдесят три года занимаюсь русской поэзией, и одна из моих любимых поэтов — Марина Цветаева, для которой очень важным символом была бабочка, потому что в греческой мифологии бабочка — это олицетворение человеческой души, Психеи. Цветаева говорила: «В моих жилах течет не кровь, а душа». А что делаем мы — актеры? Мы пробуждаем человеческие души. Бабочка — это и есть душа!», — поделилась чувствами актриса.

Открытая Евразийская кинопремия «Бриллиантовая бабочка»

Александр Адабашьян. Фото: Артур Новосильцев/АГН «Москва»

Открытая Евразийская кинопремия «Бриллиантовая бабочка»

Светлана Крючкова. Фото: Артур Новосильцев/АГН «Москва»

Лучшим сценаристом была признана Кэрол Шор из ЮАР, сочинившая «Старый праведный блюз» Муниры Саллис о молодом музыканте, возрождающем легендарный ансамбль маленького городка. Лучшим режиссером стал серб Горан Радованович с сентиментальным семейным роад-муви «Лесной царь», спродюсированным Милошем Биковичем и номинированным на главный приз позапрошлого Московского кинофестиваля.

Главные награды «За вклад в мировой кинематограф» и за «Лучший фильм» вручил Михалков: «Когда кино для кинематографиста является работой, это прекрасно, но только когда кино — это жизнь, оно становится искусством и настоящим посланием, — отметил Никита Сергеевич. — Вклад в кинематограф измеряется по-разному. Кто-то измеряет его бокс-офисом, кто-то — премиями, а кто-то — силой таланта, усердием и абсолютной верностью своему делу!» И вручил Специальную «Бабочку» классику иранского кино Маджиду Маджиди, автору зрелищного байопика «Мухаммед — посланник Всевышнего».

Открытая Евразийская кинопремия «Бриллиантовая бабочка»

Никита Михалков вручает приз «За вклад в мировой кинематограф» Маджиду Маджиди. Фото: Телеграм-канал Ольги Любимовой

«На иранский кинематограф большое влияние оказали работы Никиты Михалкова, Александра Сокурова, Андрея Тарковского, — отметил лауреат. — Мы любим и знаем российское кино. Я уверен, что Евразийская кинопремия откроет новые возможности для кинематографистов разных уголков планеты. Восток — это огромная цивилизация, которой сегодня есть что сказать на мировой арене. И я надеюсь, что проведение этой кинопремии будет способствовать укреплению связей между евразийскими странами и их голос будет услышан сильнее. Снимая кино, мы создаем и воплощаем наши мечты о любви, о дружбе и мире, в котором люди живут без войн. Это и есть наша мечта. Я надеюсь, что кино сможет способствовать укреплению мира, преисполненного честности и любви. Сейчас у меня тяжело на сердце, помнящем о детях, погибающих в военных конфликтах по всему миру. Особенно о детях Палестины, которых убивают без всякой вины...»

Открытая Евразийская кинопремия «Бриллиантовая бабочка»

Награду в номинации «Лучший фильм» получает картина «Против течения» (КНР). Фото: Телеграм-канал Ольги Любимовой

В номинации «Лучший фильм» победила китайская роад-муви «Против течения» Сюй Чжэн — история парня, ставшим вело-курьером, чтобы не потерять дом. Колеся по людным улицам, герой попадает в неприятности, встречает новых друзей, обретает путь самопознания и открывает смысл жизни.

Возможно, эти открытия вдохновят и зрителей фильмов-лауреатов, представленных в столичном «Октябре» и двенадцати городах России.

«Против течения»

«Против течения»

«Против течения»

Конгениальной судьбы хочется пожелать и «Бриллиантовой бабочке», которой выпал дальний путь в Поднебесную. Согласно замыслу создателей, в следующем году ее ждут на родине главного лауреата. Завершая церемонию, Никита Сергеевич напутствовал этот полет своего детища: «Именно под крылом этой бабочки в нашей стране мы хотим начать объединение того мира, той цивилизации, тех народов, религий, историй и культур, которые уважают свое прошлое, смотрят в будущее и ценят все то, что каждому из наших народов дал Бог», — заключил Никита Михалков.

Победители первой Открытой Евразийской кинопремии «Бриллиантовая бабочка»:

Лучший фильм — «Против течения» (Китай)

Лучший режиссер — Горан Радованович «Лесной царь» (Сербия, Болгария)

Лучший сценарий — Кэрол Шор «Старый праведный блюз» (ЮАР)

Лучший оператор — Талант Акынбеков «Черный, красный, желтый» (Киргизия)

Лучший художник — Мейлис Худайберенов «Композитор» (Туркменистан)

Лучшая актриса — Светлана Крючкова «Двое в одной жизни, не считая собаки» (Россия)

Лучший актер — Александр Адабашьян «Двое в одной жизни, не считая собаки» (Россия)

Лучшая актриса второго плана — Соня Хуссейн «Термит» (Пакистан, Канада)

Лучший актер второго плана — Анвар Картаев «В погоне за весной» (Узбекистан)

Лучший композитор — Юрий Потеенко «Черный замок» (Беларусь)

Лучший фильм страны, не входящей в Евразийское пространство — «Али Примэра» (Венесуэла)

Приз за вклад в мировой кинематограф — Маджид Маджиди

Фото вверху и на анонсе: Телеграм-канал Ольги Любимовой