«Евразийский мост» на Восток: рассказываем об итогах кинофестиваля

Алексей КОЛЕНСКИЙ, Ялта

17.10.2025

«Евразийский мост» на Восток: рассказываем об итогах кинофестиваля

В Ялте подвел итоги IX Международный кинофестиваль «Евразийский мост». Львиную долю призов завоевали азиатские картины.

И это — очевидная примета творческой зрелости смотра. Без пяти минут юбилейный «Евразийский мост» проводится с 2016 года по инициативе Никиты Михалкова. На презентации картины «Солнечный удар» режиссер предложил учредить ежегодный фестиваль, который бы проводился в Крыму для возрождения и популяризации крымского кинематографа в евразийском пространстве и дал импульс к укреплению международных культурных связей. С тех пор фестиваль занял нишу широкой панорамной площадки азиатских, европейских и иных, дружественных нам фестивальных хитов.

кинофестиваль «Евразийский мост»

Ежегодно на «Мосту» рождается новый фестивальный сюжет, встречающий теплый прием заполненных залов центрального кинотеатра «Сатурн» и площадок Большой Ялты. В прошлый раз — пушкинский, вдохновленный премьерой озорной народной комедии «Евгений Телегин» Виктора Тихомирова по мотивам «энциклопедии русской жизни». Ныне же — чеховский, приуроченный к 165-летию классика и украшенный ретроспективой его лучших советских экранизаций.

Конкурсные программы удивили неожиданными поворотами. В игровой лиге солировал фрейдизм, причудливо сочетавшийся с попытками реконструкций архаических преданий.

Фильм «Оплот стойкости»

Фильм «Оплот стойкости»

«Оплот стойкости»

За пять дней зрители и гости осенней Ялты посмотрели более тридцати лент из четырнадцати стран. В основном конкурсе участвовало десять работ. Победил фильм открытия — черногорская ретро-драма «Оплот стойкости» Николы Вукчевича: история почитаемого отца состоятельного албанского семейства. Десятилетний приемный сын героя укрывает сверстника-христианина, преследуемого бандой мусульманских эсэсовцев, вырезавших его семью. Негодяи окружают усадьбу, требуют выдать беглеца и грозят расправой домочадцам, но их благородный единоверец не может нарушить долг гостеприимства и обесчестить свой род...

Выдвинутая на «Оскар» картина напоминает контрольную работу по толерантности к мусульманскому меньшинству, составляющему около пяти процентов населения Черногории. Однако такое впечатление поверхностно. Назидательный урок «Оплота стойкости» адресован не им, ни даже сорока процентам черногорцев или составляющим треть населения сербам, а всей балканской интеллигенции. Ей следует усвоить, что гордые албанцы — не криминальные пришельцы, а исконные хозяева здешних мест. И нет никакой беды, если они оккупируют Косово и заселят прочие сербские земли: европейский выбор предполагает европейское гостеприимство.

Фильм «Волки»

«Волки»

Приз за лучшую режиссуру присудили алтайцу Михаилу Кулунакову за фреску «Волки» о конфликте пастушеских семей, не поделивших невесту в конце позапрошлого века. Этот выбор жюри выглядит еще более умышленнным и нелепым, ведь в прошлом году режиссер дебютировал на «Евразийском мосту» куда более диковато-выразительной «Тропой». На сей раз он порвал с «параджановским» символизмом и представил мыльную оперу, задекорированную под этническую хтонь и являющуюся нагромождением наивных глупостей. Начиная с кастинга алтайских актеров, прикидывающихся одержимыми страстью простаками, да вот незадача: взгромоздиться на коней оказалось куда проще, чем оживить «тени забытых предков» и изобразить что-нибудь изящнее кровной мести. В завязке молодые батыры, пугая враждебный клан, из удалого озорства имитируют вой четвероногих. Под занавес озорников убивают, и их малолетние наследники завывают от унылой безысходности обессмысленной жизни.

Фильм «Глаза востока»

«Глаза востока»

Единственная состоявшаяся режиссерская работа получила спецприз жюри. «Глаза востока» иранца Эбрахима Амини — история девочки, без памяти влюбившейся в корейского поп-идола наперекор родным и близким. Дальше — больше: героиня начинает почитать себя инкарнацией сладкоголосого кумира с розовой челкой... Обманчиво-инфантильный сюжет прописывается тончайшим авторским почерком, сопрягающим капризы природы и подростковые фантазии, натурные съемки и закадровые монологи героев, переживающих семейное горе в полифонии экзистенциальных драм.

Удивительный факт: ни в чем не схожих лауреатов роднит общий мотив. Сюжетные перипетии рассматриваются авторами как родовые проклятия, невольными жертвами которых становятся отпрыски непутевых отцов. Даже в грезах одинокой иранской героини материализуется воображаемый друг, мужское альтер-эго девицы, во всем соответствующее злободневной моде, — еще более отчаянный фанат корейской звезды. А затем и строгий деревенский дед оказывается тайным сообщником героини, преданным поклонником масскульта, олицетворяемого кумиром его юности Джеймсом Дином.

Данный мотив свидетельствует о тотальном переносе вины, и речь не только о слабых героях, а недостоверных рассказчиках. Переживая идейное банкротство, современные режиссеры проецируют свое проблемное «эго» на внешне крепких, внутренне опустошенных мужиков, не имеющих социальных и культурных ресурсов для образного и духовного обогащения подрастающих чад. В итоге их безликие отпрыски бездумно принимают бремя отцов, становясь жертвами чужих, неосмысленных ими драм.

Фильм «Тетушка Ху и ее райский сад»

«Тетушка Ху и ее райский сад»

Сильной программой порадовал документальный конкурс — из семи премьерных картин самого пристального внимания заслуживали минимум четыре работы. Увы, награда обошла романтический «Зимник» Юрия Дорохина. Уровень конкуренции оказался слишком высок: ранее удостоившаяся на Московском кинофестивале приза «Святой Георгий» китайская фреска «Тетушка Ху и ее райский сад» Пань Чжици получила лишь третью по значимости ялтинскую награду — диплом жюри. Второй награды — специального упоминания — удостоилась яркая и суровая драма «Невероятная золотодобывающая машина» чилийца Альфредо Пуральи де ла Пласа, разминувшаяся с наградами ММКФ.

Фильм «Невероятная золотодобывающая машина»

«Невероятная золотодобывающая машина»

Лучшим в неигровой лиге признали иранский фильм-наблюдение «Потерянный сезон» Мехди Ганавати, рассказывающий о девочке-подростке из беднейшего региона страны на границе с Афганистаном. Главной местной «житницей» служит ежегодно усыхающее озеро Хамун, а главными праздниками — ранние свадьбы. Казалось бы, Ксар повезло: к четырнадцати годам ей почти удалось окончить школу и учителя пошли навстречу, выделив годовой отпуск для бракосочетания прилежной ученицы. Молодая жена успевает родить ребенка и похоронить отца, но осуществится ли ее мечта об университете, сохранит ли она в сердце веру в иную, лучшую будущность для своей молодой семьи и детей? Время покажет, но не это главное — убеждает нас режиссер. Порой неосуществимая мечта не умирает, а дивно преображает жизнь бескорыстно преданных ей палладинов... Это обыкновенное чудо и происходило с героями главных ялтинских доков, назло трудностям нищей жизни демонстрировавшим чудеса личностного роста.

Фильм «Потерянный сезон»

«Потерянный сезон»

Приз зрительских симпатий «Выбор ялтинцев» получили народные ленты — драмеди Андрея Зайцева «Двое в одной жизни, не считая собаки», также удостоенная Специального упоминания жюри, и документальная реконструкция Анны Чернаковой «Наставник Царевича. История Чарльза Сиднея Гиббса». Приз Министерства культуры Республики Крым вручили фильму-портрету выдающегося пианиста Александра Торадзе, эталонного исполнителя Прокофьева и Рахманинова, «Лексо» Олеси Фокиной и «Волкам» Михаила Кулунакова.