28.08.2025
Невзирая на санкции, «Докер» радует внушительным разнообразием картин, претендующих на семь номинаций двух конкурсных программ. В тренде — фильмы «про людей-невидимок»: обживающих медвежьи уголки эскапистов и маленьких людей больших городов, представителей экзотических профессий и видов искусств... Но прежде всего речь идет о документалистах, увлеченных поисками экзотики, отнюдь не всегда отягощенных художественным смыслом.
Нынешний смотр иллюстрирует парадоксальную ситуацию: интерес к неигровому кино год от года растет, а ожидания публики оправдываются все реже. Авторы уже не замахиваются на крупные проблемы, утрачивают вкус к злободневным расследованиям и тонут в мелкотемье. Политические памфлеты, медитативные размышления, вдумчивые наблюдения и даже комедийные доки остаются в прошлом, и творческий поиск новых форм заметно иссякает. В конечном счете невидимками оказываются крупные личности и события. На первый план выходит социальная озабоченность, заунывная экология и бессобытийный глянец.
И все же тематическое «проседание» и образное «подвисание» важнейшего из искусств смягчает неоднородность кинопроцесса разных стран. И тут выигрышнее прочих смотрятся картины из проблемных регионов, остро реагирующих на неблагополучие. В кризисных ситуациях выигрывает любовь к малой родине — поэтому абсолютно логичным становится фестивальный интерес к работам, финансируемым Фондом поддержки регионального кино.

«Симбиоз»
В Основном конкурсе заявлены двенадцать полнометражных лент. В их числе — фильм-открытие, медитативно-поэтичный «Симбиоз» Эмануэле Пизано, рассказывающая о биологе, уединенно проживающей на вулканических Липарских островах. Тихая жизнь героини посвящена изучению и защите морских черепах, а также прочих обитателей чарующих средиземноморских глубин.

«Дары гор»
Более сильные впечатления дарит экзистенциальная докудрама «Дары гор» Араша Рахши о курдских контрабандистах. Деля опасности и невзгоды, ежечасно рискуя жизнью, они зарабатывают сущие гроши, пересекая ирано-иракскую границу. Эффект присутствия гарантирован авторским перфекционизмом: монументальная фреска снималась в течение шести лет.

«Облака на земле»
Сходные проблемы освещает фильм-путешествие «Очертания обычных человеческих созданий» Салима Мрада — о друзьях-режиссерах, совершающих восьмидневное путешествие по бедствующему Ливану и «Бессмертные» Майи Чуми — об иракской девушке, переодевающейся в одежду брата для прогулок по ночному Багдаду. Самая обаятельная и светлая лента программы родом из Китая. Это — «Облака на земле» Гуойи Лю о дружных семьях уйгурских хлопкоробов, сообща преодолевающих трудности страды, в духе поэтического соцреализма.

«Котлован»
Честь России защитит масштабный «Котлован» сибиряка Николая Бема, представившего коллективный портрет работяг затопленного карьера «Мирный». Название этой печальной фрески явно вдохновлено одноименной антиутопией Андрея Платонова: вместо неба в алмазах герои созерцают дно жизни, загубленной менеджментом.
Внимание рафинированной публики привлечет экспериментальная кинопоэма «Место времени» медиахудожника Михаила Басова, на сей раз изменившего видеоарту с кинопленкой, случайно обнаруженной на неуютном азовском пляже. На черно-белых кадрах полуразмытой семейной хроники оживает совсем иная, полнокровная жизнь мест, в которые зачарованный автор возвращался на протяжении двадцати лет.
За фестивальные награды также сразится дюжина короткометражек. Российские участники выглядят малоубедительно. «Молчаливая песня оленя» Александра Красновского — наивная зарисовка из жизни малого народа Крайнего Севера, томпонских эвенов, почитающих оленя священным животным и питающихся олениной. «Нечужие» Нины Изотовой поведают о досрочном освобождении зэчки, отбывшей срок за убийство изверга-мужа. «Сможет ли Кристина начать новую жизнь без оглядки на прошлые ошибки и стать полноправным членом общества?» — риторически вопрошает автор картины... Едва ли, ведь образ остался не раскрыт.
Традиционно вниманием публики пользуются специальные секции.

«Храм вечного звука»
«Док Терапия» представит шесть картин для обсуждения с приглашенными психологами. Фаворит программы — аргентинский фильм-медитация «Храм вечного звука» Хорхе Каравотты, открывающий красоту природы на океанском побережье, горных склонах и долинах Аргентины.

«Никита Михалков. Метод»
Больше открытий сулят 14 фильмов программы «Докер Арт» о людях искусства. Самая обещающая премьера — творческое исследование Веры Водынски «Никита Михалков. Метод». Не разминется с успехом путешествие в чарующий процесс создания кукольной анимации Валерия Рябина «Игра в куклы» с участием режиссера Станислава Соколова, художницы Марины Курчевской, студентов ВГИКа и питомцев детской студии. Заворожит биографическая реконструкция Никиты Снегова «Филонов» с оживающими полотнами великого авангардиста.

«Филонов»

«Комбат»
В коллекции «Док Станция» двадцать премьер российских работ. Самые яркие — «Комбат» Дарьи Иванковой — фактурный фильм-портрет отставного полковника, ветерана боевых действий в Чечне и «Дом на горе» Натальи Калининой, рассказавшей о художнице, переехавшей в деревню и открывшей свое призвание в создании картин и инсталляций из старых досок. «Далекое тихое громкое» Катерины Кудрявцевой — скромный, но трогательный портретный эскиз великого оператора Дмитрия Долинина, соавтора фильмов Асановой, Авербаха и Масленникова. Максимальное внимание привлекут премьеры эффектных коммерческих лент «Мои медведи. Гималайцы» Ирины Шапман и Владислава Гришина, ранее покоривших зрителей «Медведями Камчатки» и «Огненным лисом». Самой впечатляющей премьерой рубрики спецпоказов SPECIAL станет третья премьера Гришина «О людях и китах», рассказывающая о трудовых вахтах ученых, изучающих проблемы гигантов.

«О людях и китах»
«Суздаль. 1000 лет и один день» Сергея Дебижева — досадное недоразумение. Режиссер, родившийся в авторской ипостаси чуткого визионера в чудесном «Крыме небесном», заметно сдал в соловецком «Святом архипелаге», а нынче вляпался в бездумный, псевдоправославный китч, прикрывающий роскошными картинками кризис замысла и жанра.
Финальным аккордом «Докера» станет поэтичная мексиканская фреска «Фламинго: жизнь после метеорита» Лоренцо Хагермана, в течение девяти лет исследовавшего карибских пернатых в период их любовных приключений и семейных радостей.

«Фламинго: жизнь после метеорита»
Параллельно с показами организаторы проведут открытые профессиональные дискуссии «ИИ в кино: революция или инструмент?» и «Как учиться и учить документальному кино сегодня?»

«Дом на горе»
Площадками фестиваля традиционно станут Киноцентр «Октябрь» и Центр Зотов. Итоги смотра подведут 14 сентября. Затем показы лучших фильмов «Докера» пройдут в Санкт-Петербурге, Ярославле и Новосибирске.
На анонсе: кадр из фильма «Игра в куклы»