Одним из самых обсуждаемых сериалов этого лета стал медицинский триллер «Хирург» Ильи Ермолова — в нем мы попадаем в криминальный мир подпольной трансплантологии. Другой нестандартный проект о медиках вышел совсем недавно, но критики уже называют его претендентом на звание «Лучшая драма года» — это «Дыши» Анны Кузнецовой: здесь речь идет об одаренной акушерке, несправедливо обвиненной в халатности во время родов. Почему медицинские сериалы оказались в эпицентре зрительского внимания? «Культура» попробовала найти ответ на этот вопрос.

Плавали — знаем

Одна из главных особенностей проектов такого рода — их эмоциональная спайка с аудиторией. Кто из нас никогда не болел? Кто не боялся заболеть снова? Через больницы и поликлиники проходили мы все. Значит, происходящее в сериале невольно затрагивает наши болевые точки.

Еще важнее тот факт, что медицинские сериалы говорят все-таки не про болезнь — а про чудо выздоровления. И наша подкорка получает информацию: что бы с тобой ни случилось, придут волшебники в белых халатах и тебе помогут. Это основной козырь жанра. Благодаря ему много медицинских процедуралов оказались долгоиграющими: так, американский ER («Скорая помощь», 1994) выдержал 15 сезонов, наши «Склифосовский» (в главной роли Максим Аверин) и «Скорая помощь» с Гошей Куценко перешагнули за 12-й и 8-й сезоны соответственно.

«Рак на пороге»
«Рак на пороге»

Лучшая подружка

Если вы присядете на лавочку к старушкам-пенсионеркам, то убедитесь, что их круг бесед довольно ограничен. Они обсуждают внуков, цены в магазинах — и собственное давление. Для них сериал про врачей, денно и нощно рассуждающих о чужих болячках, — это тоже своего рода подружка-собеседница, только более опытная. Да, ей нельзя пожаловаться на свой артрит, но услышать от нее какие-то рекомендации по лечению — вполне реально. Поэтому процент возрастной аудитории у медицинских процедуралов стабильно высок.

Кстати, эти же проекты выполняют функцию ликбеза, что тоже важно: их зрители всегда знают, что делать при первых признаках инфаркта или инсульта, как оказать первую помощь, как наложить жгут и т.д.

Жанровые коллаборации

И «Хирурга», и «Дыши» нельзя назвать медицинскими сериалами в чистом виде: в первом случае мы имеем дело с остросюжетным триллером, где речь идет о нелегальной пересадке органов, во втором — с социально-психологической драмой. Секрет в том, что медицинская тематика легко встраивается практически в любой жанр: попадая на больничную койку, персонажи оказываются между жизнью и смертью, и это обстоятельство выводит историю на крайнюю степень эмоциональности.

HIRURG-3.jpg
«Хирург»

Именно так устроен «Хирург»: не будь его главный герой талантливым трансплантологом, которого подставили его же коллеги, мы бы получили рядовую криминальную драму с разборками между преступными группировками. Или отличный проект «Капельник» (режиссер Илья Аксенов), созданный на стыке медицинского процедурала, социальной драмы и остросюжетного триллера: в нем реаниматолог начинает заниматься подпольным бизнесом, откачивая «богатых и знаменитых» после чересчур разудалых вечеринок.

Необычный результат получается и при соединении медицинской драмы с фантастикой или элементами хоррора. Вспомним один из главных отечественных сериальных хитов последнего времени — «13 клиническую» (режиссер Клим Козинский, сценарист Андрей Золотарев). Здесь мы сталкиваемся с потусторонними сущностями — демонами и ведьмами всех мастей и расцветок, которые вселяются в человека. Исцелением занимаются врачи — тоже не совсем обычные люди. Борьба с бесовщиной получила форму медицинского процедурала: в каждой серии доктора получают нового пациента с какими-то непонятными сверхъестественными симптомами.

Этот нетипичный для нашей киноиндустрии эксперимент оказался настолько удачным, что у него фактически сразу появился приквел — «13 клиническая. Начало». Здесь к проекту добавили атмосферу ретро: действие переброшено в советские времена, в середину 70-х. 

«13 клиническая»
«13 клиническая»

Социальная драма vs медицинские сериалы

С жанром социальной драмы медицинская тематика сочетается идеально. С одной стороны, врачи — обычные люди: они живут не в безвоздушном пространстве, поэтому проблемы у них такие же, как и у нас (что обеспечивает нашу эмоциональную сцепку с персонажами). С другой, в силу уникальности их профессии, им свойственна рефлексия: они постоянно держат жизнь других людей в своих руках и не могут не сомневаться в правильности своих решений.

«Аритмия»
«Аритмия»

Эта двоякость — идеальная почва для социальной драмы. Она используется не только в сериалах, но и в полном метре — например, в «Аритмии» Бориса Хлебникова, где в центре сюжета оказывается семейная пара врачей: они полностью принадлежат своей работе, поэтому фактически теряют друг друга. Или «Дыхание» Романа Каримова, где мы сталкиваемся с первой волной пандемии: бывший врач нелегально проникает на территорию больницы, закрытой на карантин, чтобы помочь лежащей там матери и другим больным.

Что же касается именно сериалов, то тут в первую очередь хочется назвать «Нулевого пациента» Сергея Трофимова и Евгения Стычкина. Он рассказывает о реальном случае конца 80-х: в калмыцкой детской больнице вспыхивает эпидемия ВИЧ. Понять, что это за болезнь, откуда она взялась и как ее лечить, в условиях тотальной закрытости было не так-то легко. К счастью, — спасибо врачам! — вспышку удалось остановить. «Нулевой пациент» хорош тем, что, во-первых, он идеально реконструирует эпоху, а во-вторых, искренне говорит о вневременных проблемах, с которыми сталкиваются врачи.

«Нулевой пациент»
«Нулевой пациент»

Документальные сериалы

Жанр документального сериала для наших стримингов относительно нов: онлайн-кинотеатры обратились к нему совсем недавно. Причина такого интереса понятна: док снимается быстрее и дешевле любого игрового проекта. Правда, вовлеченность аудитории относительно низкая: документальное кино мы смотреть не приучены. Тем не менее есть проекты, которые пропустить невозможно. И среди них —медицинские сериалы.
«Со всеми бывает»
«Со всеми бывает»

Чуть ли не самый яркий среди них — «Со всеми бывает» Александра Македонского. Он рассказывает о людях, страдающих ментальными расстройствами. В кадре — знаменитости (Лена Катина, Стас Пьеха, Гоша Карцев и т.д.), которые не побоялись рассказать на камеру о своих проблемах. И это бесценно, потому что подобные проекты помогают людям побороть ложный страх: ведь у нас поход к психотерапевту до сих пор считается чем-то постыдным, а открытое признание «у меня биполярное расстройство» и вовсе ставит на человеке клеймо. В итоге болезнь загоняется внутрь — и легче не становится никому.

Не менее важен и другой проект Македонского — «Рак. На пороге открытия», ставший участником конкурсной программы фестиваля Original+Doc. Его цель — помочь преодолеть страх перед онкологией и рассказать о новых подходах к лечению. Героями сериала стали известные люди, которые уже сумели справиться с болезнью или активно продолжают бороться (среди них — известный комедийный актер Роман Попов). В итоге получилось мощное документальное кино, заряженное оптимизмом и жаждой жизни — качества, важные для любого медицинского сериала.

«Рак на пороге»
«Рак на пороге»