«Саван» Дэвида Кроненберга: кладбищенская романтика
В кинотеатрах — «Саван» Дэвида Кроненберга. По утверждению 82-летнего классика, это — его последний фильм.
Десять лет назад Кроненберг похоронил сгоревшую от рака жену. Пережив творческий кризис, он вернулся в кино с историей своего альтер-эго в исполнении загримированного под автора актера...
После смерти любимой супруги продюсер Карш Релих (Венсан Кассель) основал компанию, предлагающую клиентам захоронение в специальных саванах со встроенной оптикой для наблюдения за постепенным разложением тел в реальном времени — через приложение смартфона. Или — через вмонтированный в надгробие монитор. Впечатлениями от просмотра можно поделиться тут же, неподалеку, в сетевом кладбищенском ресторане, также принадлежащем Каршу. Бизнес идет в гору: созерцать останки близких для многих — значит хранить последнюю связь с ними. Но кому-то шоу GraveTech представляется кощунством. Захоронение Бекки и еще восемь хайтек-могил под покровом ночи подвергают осквернению. Хуже того, клиенты компании, включая ее основателя, теряют доступ к данным. Судя по первым результатам частного расследования, цель вандалов — не погром, а кража информации либо подключение к мировой кладбищенской сети.
Беда не приходит одна. Во время последнего визуального осмотра Карш разглядел на костях жены крошечные «наросты» явно неорганического происхождения. При ближайшем рассмотрении выясняется, что это микрокамеры, еще при жизни имплантированные в пациентку… Кем и с какой целью?
Ломая голову над проклятыми вопросами, герой успевает закрутить роман со слепой клиенткой (Сандрин Холт), готовящей погребение умирающего мужа, который желает упокоиться в новом, будапештском филиале GraveTech. Попутно вдовец увлекается сестрой-близнецом своей благоверной (Дайан Крюгер) — к неудовольствию бывшего мужа близняшки, своего сотрудника, компьютерного гика Мори (Гай Пирс). Последний, расследуя кладбищенский погром, выясняет, что разорены были лишь те могилы, которые хранили останки с подозрительными «наростами». Причем все эти усопшие являлись пациентами доктора, бывшего первым любовником и врачом покойной жены Карша. Увы, поговорить с эскулапом не удается — он загадочно исчезает…
К неудовольствию большинства кинозрителей, расследование заходит в тупик. При этом Кроненберг убеждает: могильное видео — весьма востребованное средство коммуникации, а ниточки, тянущиеся к состоятельным родственникам погребенных, могут заинтересовать… ну, скажем, русских хакеров или китайских инвесторов, с неявной целью вложившихся в «саваны» Карша.
Что же касается зрителей прощального фильма Кроненберга, то правила игры с ними уже на первых кадрах задает «киноцитата», отсылающая к «Мертвому Христу во гробе» Гольбейна-младшего. Увидев это полотно, герой Достоевского князь Мышкин воскликнул: «Да от этой картины у иного еще вера может пропасть!» И он был бы абсолютно прав, если бы к изображению следовало относиться как к иконе. Однако и немецкий художник, и канадский режиссер подразумевали не святость образа, не бессмертие души, а бренность земных останков.
В наши дни любые следы частной жизни теряют остатки «сакральности». Мир делается прозрачен для системной, тотальной слежки, становясь игрушкой ее алгоритмов, для которых не остается слепых зон. В такой насквозь просвеченной, витринной цивилизации каждый человек обречен не посмертно, а пожизненно истлевать в мире, укутанном «саваном».
«Саван». Франция, Канада, 2024
Режиссер Дэвид Кроненберг
В ролях: Венсан Кассель, Дайан Крюгер, Гай Пирс, Сандрин Холт, Ал Сапиенца, Элизабет Сондерс, Дженнифер Дэйл, Ингвар Эггерт Сигюрдссон, Джефф Юн
18+
В прокате с 10 июля
Десять лет назад Кроненберг похоронил сгоревшую от рака жену. Пережив творческий кризис, он вернулся в кино с историей своего альтер-эго в исполнении загримированного под автора актера...
После смерти любимой супруги продюсер Карш Релих (Венсан Кассель) основал компанию, предлагающую клиентам захоронение в специальных саванах со встроенной оптикой для наблюдения за постепенным разложением тел в реальном времени — через приложение смартфона. Или — через вмонтированный в надгробие монитор. Впечатлениями от просмотра можно поделиться тут же, неподалеку, в сетевом кладбищенском ресторане, также принадлежащем Каршу. Бизнес идет в гору: созерцать останки близких для многих — значит хранить последнюю связь с ними. Но кому-то шоу GraveTech представляется кощунством. Захоронение Бекки и еще восемь хайтек-могил под покровом ночи подвергают осквернению. Хуже того, клиенты компании, включая ее основателя, теряют доступ к данным. Судя по первым результатам частного расследования, цель вандалов — не погром, а кража информации либо подключение к мировой кладбищенской сети.
Беда не приходит одна. Во время последнего визуального осмотра Карш разглядел на костях жены крошечные «наросты» явно неорганического происхождения. При ближайшем рассмотрении выясняется, что это микрокамеры, еще при жизни имплантированные в пациентку… Кем и с какой целью?
Ломая голову над проклятыми вопросами, герой успевает закрутить роман со слепой клиенткой (Сандрин Холт), готовящей погребение умирающего мужа, который желает упокоиться в новом, будапештском филиале GraveTech. Попутно вдовец увлекается сестрой-близнецом своей благоверной (Дайан Крюгер) — к неудовольствию бывшего мужа близняшки, своего сотрудника, компьютерного гика Мори (Гай Пирс). Последний, расследуя кладбищенский погром, выясняет, что разорены были лишь те могилы, которые хранили останки с подозрительными «наростами». Причем все эти усопшие являлись пациентами доктора, бывшего первым любовником и врачом покойной жены Карша. Увы, поговорить с эскулапом не удается — он загадочно исчезает…
К неудовольствию большинства кинозрителей, расследование заходит в тупик. При этом Кроненберг убеждает: могильное видео — весьма востребованное средство коммуникации, а ниточки, тянущиеся к состоятельным родственникам погребенных, могут заинтересовать… ну, скажем, русских хакеров или китайских инвесторов, с неявной целью вложившихся в «саваны» Карша.
Что же касается зрителей прощального фильма Кроненберга, то правила игры с ними уже на первых кадрах задает «киноцитата», отсылающая к «Мертвому Христу во гробе» Гольбейна-младшего. Увидев это полотно, герой Достоевского князь Мышкин воскликнул: «Да от этой картины у иного еще вера может пропасть!» И он был бы абсолютно прав, если бы к изображению следовало относиться как к иконе. Однако и немецкий художник, и канадский режиссер подразумевали не святость образа, не бессмертие души, а бренность земных останков.
В наши дни любые следы частной жизни теряют остатки «сакральности». Мир делается прозрачен для системной, тотальной слежки, становясь игрушкой ее алгоритмов, для которых не остается слепых зон. В такой насквозь просвеченной, витринной цивилизации каждый человек обречен не посмертно, а пожизненно истлевать в мире, укутанном «саваном».
«Саван». Франция, Канада, 2024
Режиссер Дэвид Кроненберг
В ролях: Венсан Кассель, Дайан Крюгер, Гай Пирс, Сандрин Холт, Ал Сапиенца, Элизабет Сондерс, Дженнифер Дэйл, Ингвар Эггерт Сигюрдссон, Джефф Юн
18+
В прокате с 10 июля