«Субстанция» Корали Фаржа: свет мой, зеркальце, отвянь!

Алексей КОЛЕНСКИЙ

23.09.2024

«Субстанция» Корали Фаржа: свет мой, зеркальце, отвянь!

На экранах — боди-хоррор «Субстанция» Корали Фаржа, отмеченный Каннской ветвью за лучший сценарий.

Именная звезда на аллее славы потрескалась и облупилась, от киноролей и былой популярности у Элизабет Спаркл остались одни воспоминания. Последним пристанищем бывшей диве служит телестудия фитнес-шоу, но в один ужасный день ее выставляют вон. Из-за невыносимой утраты стареющая прима теряет концентрацию, попадает в автоаварию и приходит в сознание на больничной койке. К удивлению докторов, у жертвы не обнаруживают ни царапины. Между тем в кармане пальто Элизабет находится роковой соблазн — реклама снадобья, гарантирующего радикальное омоложение и даже нечто большее: «Вы когда-нибудь мечтали стать лучшей версией себя? Уникальный препарат «Субстанция» сделает вас моложе, красивее, идеальнее!»

Слоган не врет, но красота требует жертв: Элизабет должна раздвоиться. Она сможет воплощаться в «лучшую версию себя» еженедельно, впадая в летаргический обморок и превращаясь в донора жизненных соков усовершенствованной копии. «Главное, внушает анонимный продавец, помните, вы составляете единое целое!» Получив инструкцию по телефону, Элизабет забирает из камеры хранения посылку с упаковкой инъекций. Один укол, и из тела шестидесятилетней «матрицы» (Деми Мур), словно из яйца, вылупляется очаровательная двадцатилетняя «реплика» (Маргарет Куолли).

Назвавшись Сью, красотка покоряет вероломного продюсера фитнес-шоу и занимает место донорши в телеэфире. Рейтинги растут, но Элизабет не испытывает эйфории от успехов заместительницы, которой вовсе не хочется вновь и вновь уступать жизненное пространство ветхой оболочке «матрицы».
Дальнейшие события развиваются в русле архетипического теневого двойничества — как если бы Доктор Джекил воплотился в портрет Дориана Грея, превращающегося в чудовище Франкенштейна, запертого в четырех стенах и мутирующего в кафкианское насекомое. При этом роковые метаморфозы переживают обе ипостаси героини.

Режиссер настойчиво утверждает: «Я сняла фильм о женском теле. О том, как пристально его изучают, как детально его представляют и как критикуют в публичном пространстве. О том, насколько настойчиво нас, женщин, подводят к мысли, что мы должны быть идеальными/сексуальными/улыбчивыми/молодыми/ красивыми, чтобы общество нас ценило. И как нам, женщинам, невозможно избежать этого, какими бы образованными, прогрессивными и независимыми мы ни были… Потому вот уже более двух тысяч лет форму женского тела определяют желания тех, кто на него смотрит… И если мы выйдем за эти рамки, будь то в силу возраста, веса, форм, то общество скажет нам: с вами покончено.
И у молодого поколения в этом смысле все стало еще хуже из-за появления социальных сетей… И я твердо убеждена, что это — наша тюрьма. Стены, которые общество построило вокруг нас, стали сильным инструментом контроля и доминирования, и этот фильм призывает: пришло время разрушить стены!»

Проблема в чересчур прилежном воплощении авторского микса мотивов «Мухи» Кроненберга и «Человека- слона» Линча, «Живой мертвечины» Джексона и «Токсичного мстителя» Кауфмана, а также Кубрика и Де Пальмы. Коралли Фаржа помещает свой тезаурус в герметичный образный автоклав и доводит до кипения, концентрируясь на преображениях плоти, тщательно фиксируя телесные изменения недружных половинок, зацикленных на самопрезентации и напрочь лишенных рефлексии...

Сексапильная Сью доигрывает роль Элизабет в фитнесс-шоу. Растущие рейтинги возносят ее на вершину теле-олимпа, но не удовлетворяют амбиций, за полным отсутствием таковых. Ее фетиш — недоступная «матрице» сладкая жизнь, сводящаяся к сексу и гламурным вечеринкам. Элизабет остается лишь коротать остаток дней перед недоступным теле-алтарем, то умиляясь, то раздражаясь ужимкам и гримаскам отбившегося от рук альтер-эго.

Впрочем, «персона» и «изнанка» амбивалентны, только неделя за неделей им все невыносимей осознавать симбиоз. В конфликте «хорошей с лучшей» — соль чудотворного снадобья и заслуженной каннской награды: Элизабет в самом деле порождает свой духовный идеал и выясняет, что он является плодом отчужденного от души воображения! Данное моралите иллюстрирует ключевой невроз масскульта: тотальную зависимость творцов тиражируемых иллюзий от вампирических аватаров выхолощенного эго.

«Субстанция». Великобритания, 2024
Режиссер Корали Фаржа
В ролях: Деми Мур, Маргарет Куолли, Деннис Куэйд
18+
В прокате с 19 сентября