30.03.2023
Видеоконтент является мощным драйвером развития креативной экономики России. По данным отчета Министерства связи РФ за 2018 год, рост рынка аудиовизуального контента составил 69,3%, а прогноз на 2024 год — 97%. При этом из-за нехватки кадров в последние десятилетия российская киноиндустрия столкнулась с дефицитом качественного контента, сюжетов и идей. В то же время запрос на кино, связанное с отечественной историей, героями «из соседнего двора» и современными реалиями нашей страны, не менее актуален, чем интерес к голливудским фильмам. Существует ли недостаток сценариев, как заинтересовать зрителя и вывести киноиндустрию на новый уровень и какую роль в этом процессе играют образовательные проекты, рассказал сценарист, работавший над такими известными проектами, как «Триггер», «13 клиническая», «Лед» и «Лед 2», преподаватель школы «Индустрия», член жюри крупнейших российских кинофестивалей «Горький fest», «Пилот» и ММКФ Андрей Золотарев.
— Андрей, что сейчас, на ваш взгляд, происходит со сценарной индустрией в России?
— У меня есть ощущение, что кризисы последних лет скорее положительно повлияли на ее развитие. Несмотря на внешние изменения, я вижу, что студенты приходят лучше подготовленными, с более глубоким пониманием драматургии и целеполаганием. Если еще лет десять назад молодые ребята приходили в профессию в основном, чтобы самовыразиться, уйти в арт-индустрию и делать нишевый продукт, то теперь многие нацелены на мейнстрим, на то, чтобы создавать проекты, которые понравятся зрителю. Это значит, что российский рынок становится более профессиональным.
— Можно ли балансировать на грани мейнстрима и искусства?
— Это два разных пути. Они оба имеют права на жизнь, и каждый сам определяет для себя, чего хочет. Авангард, арт позволяют раскрывать новые грани индустрии, внутренне развивать ее. Есть другой путь — мейнстрим. Это умелое использование наработок прошлого, путь радости, славы и денег. Однако именно успешная работа в мейнстриме позволяет судить о том, что перед нами профессионал: именно в этом направлении есть конкретные критерии оценки, а арт — это чистое искусство, где рамки сильно размыты.
— Какие сценарии и сюжеты сегодня наиболее востребованы?
— Мне кажется, конкретных востребованных сюжетов не существует. Есть ложное убеждение некоторых продюсеров, что если следом за одним успешным фильмом про спорт, например, или историю Великой Отечественной войны они выпустят второй, десятый и двадцатый, то они тоже покорят публику. Чаще всего происходит наоборот. Выходят десятки кинолент на одну и ту же тему, каждая хуже предыдущей, и они оказываются в фарватере. Я считаю, что имеет смысл вести зрителя за собой, а не искать какие-то проторенные дорожки. Люди открыты самым разным жанрам и историям. Неважно, создаете вы хоррор, комедию или драму, главное делать это профессионально. Тогда вы найдете свою аудиторию, а другие, менее успешные продюсеры будут повторять за вами.
— Как развивается сценарная школа в России?
— Пациент скорее жив, чем мертв. (Смеется.) Существующие школы становятся все более профессиональными, появляются конкретные методики, наработки. Раньше все было очень индивидуально. Как таковых стандартов обучения не существовало — были мастерские, где ты шел к конкретному мастеру. После распада СССР они утратили свое значение, силу, в 1990-х все это окончательно развалилось, но сейчас выстроилась новая система образования. Появилось довольно много интересных курсов, студий, но все равно важнее не куда, а к какому преподавателю идти — это по-прежнему играет большую роль, и вряд ли в ближайшее время ситуация изменится.
— Сейчас Агентство креативных индустрий при департаменте предпринимательства и инновационного развития города Москвы совместно с Роскультцентром запускают новый образовательный проект «Метод», где студенты творческих вузов смогут предложить идеи фильмов об отечественной истории и героях нашего времени, создать профессиональное сообщество для развития российской киноиндустрии. Как вы относитесь к таким инициативам?
— Если раньше, чтобы тебя кто-то заметил и дал возможность проявиться, нужно было 10-15 лет проработать техперсоналом и тянуть кабели по площадке, то сейчас подобные конкурсы предлагают молодым кинематографистам максимально короткий путь в индустрию. У этого есть свои плюсы и минусы. Дело в том, что путь к инвесторам таким образом тоже становится гораздо проще и короче. Помимо талантливых ребят есть самоуверенные, но не очень профессиональные люди, которые тем не менее выдают себя за профессионалов. Они обесценивают профессию в глазах тех, кто может вложить средства в тот или иной проект. Это печально. В остальном — я очень рад, что у начинающих сценаристов появилась возможность заявить о себе и сделать первые успешные шаги в карьере.
— Существует мнение, что креативные индустрии сосредоточены в столицах, крупных городах. А что происходит в регионах? Есть ли там талантливые ребята?
— Конечно! У нас много амбициозных, талантливых студентов, которые приезжают из других городов России со своими идеями и активно их реализуют. Честно говоря, среди успешно работающих сценаристов, режиссеров и продюсеров я гораздо реже встречал выходцев из Москвы, чем из других городов. Так сложилось исторически, что Москва и Питер стали точкой притяжения, хотя это странно. Голливуд, например, находится в отдаленном, но крайне приятном, климатически комфортном месте. По аналогии Сочи мог бы стать российским Голливудом, столицей отечественной киноиндустрии. Потенциально это прекрасный креативный кластер, как и весь Краснодарский край.
— Насколько ощущается поддержка киноиндустрии на государственном и столичном уровне?
— Она есть, ее становится все больше. Сам факт существования различных фондов, грантов очень поддерживает отрасль, и это дает надежду на то, что мы выживем, выплывем и еще покажем, на что способны, в том числе и на международном рынке.
Фотографии: Дмитрий Феоктистов / ТАСС; (на анонсе) Максим Григорьев / ТАСС.