Старость в радость

Андрей ЩИГОЛЕВ

03.03.2013

Для Дастина Хоффмана возраст всегда был понятием относительным. В тридцать лет он сыграл «выпускника» Бенджамена Брэддока, в тридцать три года — столетнего «маленького большого человека». В семьдесят пять, когда большинство режиссеров думают о пенсии, Хоффман впервые попробовал себя в качестве постановщика. 28 февраля в российский прокат вышел «Квартет».

Дебют в режиссуре должен был состояться еще в 1978-м, когда его пригласили снимать тюремную драму «Исправительный срок» с ним же в главной роли. Но то ли актер, то ли режиссер не выдержал раздвоения личности — несколько дней спустя Хоффман уступил режиссерское кресло Улу Гросбарду.

Идея попробовать себя в смежной профессии не выходила у актера из головы, но каждый раз, когда появлялся любопытный проект, возникали неприятные воспоминания о фиаско, и Хоффман неизменно отказывался, ссылаясь на несовершенство сценария. «Сценарий не может быть совершенным, Дастин, это всего лишь полуфабрикат. Если ты будешь ждать, что тебе на голову однажды упадет стостраничный шедевр — боюсь, ты никогда не решишься», — твердила Хоффману жена. Когда тебе 75, слово «никогда» способно стать аргументом. И он решился.

Шедевра режиссер-дебютант так и не дождался, прагматично выбрав для первой постановки пьесу Рональда Харвуда. Но тут уж Хоффман действовал наверняка. Первым делом в проекте появились друзья драматурга, старые приятели Альберт Финни и Том Кортни, блиставшие в изумительной экранизации харвурдского «Костюмера». Еще одно беспроигрышное решение — Мэгги Смит, после «Аббатства Даунтон» и «Отеля «Мэриголд» закрепившая за собой образ эталонной британской пенсионерки. Та в свою очередь выступила протеже для Полин Коллинз. А когда Финни отказался, сославшись на болезнь, ему нашли замену — шотландского комика Билли Конолли. Квартет был собран. Классная пьеса, изумительные актеры — остальное дело техники.

Пансионат для престарелых музыкантов находится на грани закрытия. Спасти заведение от банкротства может концерт к юбилею Верди. Но программа не складывается — вечеру не хватает ударного номера. Акт второй. В пансионат прибывает легендарная оперная прима Джин Хортон. Она, как туз в рукаве, — одно лишь ее появление на сцене станет гвоздем сезона. К тому же Хортон — недостающая звезда знаменитого квартета исполнителей из третьего акта «Риголетто». Но гордая прима, чувствуя, что годы берут свое, дала зарок не выходить на сцену. И это может стать проблемой.

Акт третий. По пансионату, нервно покусывая ногти, бродит ее бывший муж и партнер по квартету, которого гложут неприятные воспоминания о финале их союза: он любил ее, она выбрала карьеру.

На пьесу драматурга вдохновил документальный фильм Даниэля Шмида «Поцелуй Тоски», где престарелые артисты под фонограмму разыгрывали свои знаменитые роли. На пресс-конференции Лондонского кинофестиваля Дастин Хоффман, скрывая волнение за голливудской улыбкой, рассказывал, что разослал всем звездам диск с фильмом, дабы те прониклись атмосферой: «Не уверен, правда, что кто-нибудь выполнил домашнее задание».

С техникой у дебютанта оказалось все в порядке. «Квартет» никак не походит на старческое брюзжание — это бодрая, слегка сентиментальная комедия, где Хоффман дурачится как мальчишка, выписывая дружеские шаржи на пенсионеров. Старики — они ведь как дети. Хамоватый дирижер страдает склерозом, оперный певец в результате инсульта немного тронулся умом, превратившись в жизнерадостного ловеласа и правдоруба, бывшая дива и в юные годы не блиставшая интеллектом, окончательно впала в детство.

Лучше всего «Квартет» рифмуется с «Любовью». Только Ханеке, заглядывая в глаза смерти, предельно откровенен, а Хоффман жизнерадостно лукав, убеждая доверчивого зрителя, что молодость не имеет никакого отношения к возрасту.


"Квартет", Великобритания, 2012

Режиссер: Дастин Хоффман

В ролях: Мэгги Смит, Том Кортни, Билли Конолли, Полин Коллинз, Майкл Гэмбон, Шеридан Смит

В прокате с 28 февраля