А он, мятежный, ищет бури

Павел СУРКОВ

31.10.2019


«Ленин. Неизбежность»
Россия, 2019

Режиссер: Владимир Хотиненко

В ролях: Евгений Миронов, Федор Бондарчук, Максим Матвеев, Александр Балуев и др.

12+

В прокате с 31 октября

Владимир Хотиненко представил фильм «Ленин. Неизбежность». Выход этой картины на большой экран накануне 102-й годовщины Октябрьской революции и символичен, и по-своему логичен.

Образ Владимира Ленина претерпевал на киноэкране самые разные — порой откровенно полярные — воплощения: от героических и почти что сакральных в советские годы, до фэнтезийных и комических в перестроечное и постперестроечное время.

Но именно сейчас, по прошествии ста с лишним лет после большевистского переворота, можно смело говорить о том, что массовое искусство, кажется, готово к рефлексии образа «самого человечного человека». Вот и Владимир Хотиненко в своем новом фильме «Ленин. Неизбежность» очень близко подходит к тому, что следует называть непредвзятой оценкой вождя.

Правда, считать данную ленту полноценной свежей работой режиссера достаточно трудно — фактически это уже его третья попытка художественного высказывания на основе одного материала. Сначала был шестисерийный сериал «Демон революции», с успехом прошедший по телевидению и приуроченный к столетию Октября. Затем Хотиненко представил режиссерскую версию, уже расширенную до восьми серий, под названием «Меморандум Парвуса». И вот теперь настало время полнометражной ленты.

Перед нами «обратный ход», довольно непривычный для отечественного кинобизнеса. Чаще бывает наоборот: сперва снимают полнометражный фильм, а потом все то, что не вошло в картину, «упаковывают» до масштабов сериала — так было и с «Высоцким», и с недавним «Тоболом». Так, кстати, было и с хотиненковскими же «72 метрами», когда параллельно в кинотеатрах шла полнометражная версия фильма, а по телевидению демонстрировали основанный на ней телесериал. Но в случае с «Лениным» все сделано по-иному: Хотиненко рассказал расширенную историю, а теперь выкристаллизовал ее до двух часов экранного времени, оставив лишь одну центральную фабулу и концентрируясь на конкретном образе.

В первоначальном сериале присутствовало три центральных героя — Ленин, Парвус и офицер контрразведки Мезенцев, задачей которого являлось не допустить перерастания революционных настроений в стране в реальный переворот. Мезенцев и был главным рассказчиком той истории — сюжет опирался на личную хронику этого честного и бескомпромиссного офицера, сыгранного Максимом Матвеевым. В расширенной же версии сериала главным персонажем, напротив, становился Парвус, сыгранный Федором Бондарчуком, — зловещий «кукловод революции», в итоге выброшенный на задворки истории. В полнометражном фильме основным персонажем, как нетрудно понять из названия, служит уже Владимир Ильич.

Ключевая фабула «Ленина» основана ровно на одном событии — поезд, тот самый «пломбированный вагон», везет лидера большевиков (блестящая актерская работа Евгения Миронова) из Цюриха в Петроград. И, с одной стороны, Владимир Ильич готов к тому, что станет в России истинным триумфатором, а с другой — его могут подстерегать крах и гибель. Ленин у Хотиненко одновременно наделен и абсолютно фанатичной идеей собственной правоты, и нормальными человеческими чувствами.

Эта история в свое время уже раскрывалась западными кинематографистами — в знаменитом фильме Дамиано Дамиани «Ленин. Поезд», где вождя мировой революции сыграл Бен Кингсли. Но если у иностранцев тот представал просто ловким хитрецом, который всех в итоге переиграл и напрямую вышел на немецкую разведку, то Хотиненко показывает нам другого персонажа.

В исполнении Миронова мы видим очень разного Ленина. Романтичного — никуда не деться от отношений с Инессой Арманд (Виктория Исакова). Живого — ему действительно страшно ехать в Россию, он боится неизвестности, но внутренний стержень и убежденность в собственной правоте придают ему сил. Неистового — все сцены с Парвусом сделаны Хотиненко как своеобразная дуэль между двумя сложными и многогранными историческими фигурами, где каждый преследует собственную цель, оба понимают, что схлестнулись с грозным противником, и действуют с оглядкой друг на друга, чтобы не оказаться марионеткой.

Вот именно на этом противостоянии и балансирует основной исторический недостаток фильма: да, в руки Хотиненко попал легендарный документ, озаглавленный «Меморандум Парвуса», в котором излагался рабочий план переворота в России — от того, как организовать пропаганду, до того, как полностью расчленить страну. Якобы всесильный делец Парвус придумал данную схему совместно с правительством Германии и «вложил в голову» Ленину, в результате чего тот стал лишь обычной шахматной фигурой на великой доске глобальной политической игры.

Но Хотиненко при этом хватает такта не заигрываться в конспирологию, хотя соблазн чрезвычайно велик. Да и Парвус у него предстает как мощная историческая фигура, хотя на самом деле его участие в событиях 1917 года было весьма фрагментарно и отнюдь не настолько глубоко. Подходя к образу Ленина с меркой характерной достоверности, режиссер поневоле выстраивает сильный, противоречивый и потому правдивый типаж. Такой вождь просто не может стать пешкой в чужих руках, он для этого слишком силен, умен и по большому счету одержим.

«Ленин. Неизбежность» — фильм очень быстрого монтажа: то, на что в сериале уходило много экранного времени, здесь сжато буквально до нескольких минут, а то и секунд. Не зря свой эксперимент с двумя сериалами и одной полнометражной картиной сам Хотиненко называет «исторической трилогией», а «Ленина» — ее центральной частью. И это по большому счету действительно так: один человек угодил в водоворот важнейших событий, где любое его действие могло повернуть историю вспять. Правда, дело тут не только в масштабе личности непосредственно Ленина (впрочем, его Хотиненко не оспаривает), а в грандиозности самого «большого перелома». И Владимир Ильич здесь пребывает точно в сердце бури: он вроде бы находится на безопасном островке, но вокруг бушует стихия, и когда у него возникает крохотная возможность управлять ею, он без оглядки бросается в бой.

Этот Ленин — несомненный романтик, и тут впору вспомнить давний тезис о том, что революции делаются именно романтиками, тогда как потом им на смену приходят циники. К последним относится Парвус, но его хладнокровный расчет бьется невероятным внутренним напором и силой Ленина. Если циничный делец лишь мутит воду, во многом уповая на германских подельников, и просто пытается всех перехитрить, то Владимир Ильич не рассчитывает, по сути, ни на кого, кроме себя, и эта уверенность в нем крепнет все больше, в итоге приводя к победе (если таковой можно считать революцию).

Что касается царских офицеров — Мезенцева и его начальника полковника Туркестанова, то их роль в ленте хоть и эпизодична, но еще более трагична. С одной стороны, эти люди искренне выполняли свой долг, честно служили России, пытаясь спасти ее от катастрофы. Но противостоять надвигающейся стихии, увы, невозможно, поэтому единственное, что им остается в итоге, сберечь собственную честь, однако это, впрочем, не всегда означает спасение жизни.

В новой старой работе Хотиненко удалось сделать одну важную вещь: он превратил полнометражный фильм, связанный с другими лентами, во вполне самостоятельное произведение, которое не вызывает чувства недосказанности. Да, это короткая история, кажущаяся быстрой и немного поверхностной (ибо основана на версии, которая считается неофициальной), но она органично подчеркивает значимость тех событий и определенное величие известных персонажей.

Человек же, который сумел не только встать во главе государственного переворота, но и на семьдесят лет превратиться в почти религиозный символ, заслуживает как минимум глубокой художественной оценки. И то, что она происходит спустя сто с лишним лет, может служить лишь подтверждением непредвзятости режиссера. Ну а зритель вынесет свой вердикт, и, скорее всего, на него повлияет не столько кино Хотиненко, сколько социальный и политический контекст.