25.07.2019
Выпускница пединститута Катя получает распределение в военный гарнизон, но по стечению обстоятельств место в школе занято. Командующий дивизией Кузин пытается отправить девушку домой, но она отказывается и остается работать в части. У генерала своих проблем хватает: летчик-герой Чукин во время тренировочного полета совершил посадку на военном истребителе, чтобы встретиться с невестой Юлей — дочерью комдива. Кузину грозит увольнение, а дивизию может возглавить его заместитель. В гарнизон приезжает командующий округом — друг генерала — с корреспондентом газеты, чтобы тот написал хвалебную статью и таким образом сгладил последствия конфликта.
Бравый журналист публикует отличный репортаж. И все было бы хорошо, если не одна досадная ошибка: Катя названа невестой комдива. Создатели умалчивают, как будут разворачиваться события, создается впечатление, что героев ждет хеппи-энд. Журналисты просто так не ошибаются. Пожалуй, сегодня горе-писаке пришлось бы отвечать перед генералом в суде. Однако по сюжету на дворе 77-й год, страна живет иными ценностями, и ни о каких фейк-ньюс слыхом не слыхивала.
Снимают картину в ДК «Жуковский». Местные, кстати, обижаются, когда его называют Домом культуры, для них он — Дворец. С ними не поспоришь: фойе с огромными мраморными колоннами, широкая лестница и люстры скорее напоминают царские времена, нежели советский период, хотя и построено здание только в 60-х годах прошлого века.
Журналистов пригласили прямо на юбилей командующего авиацией флота (Владимир Дубровский). Пока актеров гримировали, на площадке разыгрывался свой — отдельный спектакль, который, как говорил Чехов, мог бы вполне стать сюжетом для небольшого рассказа. А может, и для кино. Вообще странно, что до сих пор не удалось рассказать историю об актерах массовых сцен — или попросту массовке. Как в нее попадают люди, одному Богу (ну, может быть, еще помощнику режиссера) известно. У каждого своя судьба, свой характер, свои драматические перипетии. Здесь вам и бывшие учителя, и не состоявшиеся актеры, и юристы, и девушки, мечтающие стать звездами, и одинокие мамы, пытающиеся подзаработать в декрете. И вообще люди всех возрастов и профессий, перебравшиеся поближе к столице в поисках лучшей доли, но пока так ее и не нашедшие.
А теперь представьте картину. Человек 30 в мундирах и строгих костюмах (все-таки юбилей командующего) с 9 утра и до позднего вечера сидят за пышно накрытыми столами. Перед ними разложены яства, которые, естественно, трогать нельзя (как минимум до команды «Камера. Мотор. Начали».) Бродить по съемочной площадке тоже лишний раз не разрешается. И тут уж, как у другого классика, «Толя пел, Борис молчал, Николай ногой качал». Вернее, кто-то уткнулся в экран мобильного, кто-то в противоположную стену. Главное — не смотреть на стол, иначе есть захочется. Затем по команде режиссера все начинают активно изображать счастье и поднимать бокалы с газировкой, искоса поглядывая на колбасную нарезку.
А у плейбека режиссера вовсю идет репетиция. Постановщик «Невесты комдива» Александр Баранов («Березка», «Екатерина» «Участок» и другие проекты) разбирает с актерами — Ниной Усатовой, Максимом Авериным, Владимиром Дубровским, Александрой Никифоровой и другими предстоящую сцену. Вроде бы ничего сложного: праздник начальника, главному герою нужно его поздравить, представить невесту и выдержать удивленный и строгий взгляд мамы (Нина Усатова). Однако актеры и режиссер придирчиво цепляются к каждому слову. Усатова на всякий случай еще раз уточняет биографию своей героини: где воевал ее муж — во время Великой Отечественной или еще в Финскую? Как они познакомились? При каких обстоятельствах на свет появился будущий генерал Кузин и так далее?
Артистам помоложе не терпится «покидаться» репликами. Но пока рано.
— Невеста? Ох, Толя! Ты же говорил, в газете ошиблись, — произносит впроброс командующий округом.
— Да не говорят так! — прерывает режиссер. — Зачем ставить человека в неловкое положение? Вычеркивай.
Разобрав сцену, режиссер отправил актеров на площадку. Прозвучали заветные: «Камера!Мотор! Начали!» И кажется, если бы массовка стояла там, где надо, и была бы чуточку повеселее, то режиссер мог бы даже остаться доволен, но, видимо, все-таки вредно для игрового самочувствия несколько часов кряду смотреть на еду, не смея к ней прикоснуться. Режиссер объявляет перерыв.
Кстати, поженятся ли генерал Кузин и комсомолка Катя, узнаем уже этой осенью.
культура: Чем Вас привлекла история?
Аверин: Я из тех артистов, которые любят работать. Для меня наличие хорошего сценария и яркого героя — уже повод. Главное, чтобы было интересно. Не просто очередной раз мелькнуть в телевизоре, а получать кайф от процесса. А потом огромная удача, когда твой партнер — Нина Усатова. Для меня это страшное везение. Я уже однажды сталкивался с Ниной Николаевной на съемочной площадке, она играла мою тещу, на этот раз — маму. Изумительная актриса! Каждый раз, когда вижу ее на экране, восхищаюсь ее филигранным мастерством. Что самое интересное, она действительно похожа на мою маму.
культура: А какие бы доводы привели потенциальным зрителям, чтобы им захотелось посмотреть сериал?
Аверин: Честно говоря, я таким никогда не занимаюсь. Но, понимаете, сколько бы ни снимали о любви, это будет всегда интересно, потому что все мы живем ее предчувствием. Ты ходишь по земле, а где-то рядом бродит любовь. Ты ее не замечаешь, даже игнорируешь, а потом оказывается, что счастье-то было рядышком. Так случилось и с моим героем в «Невесте комдива». Это очень похоже на нашу жизнь. Мы сейчас живем с синдромом отложенного счастья. Вначале учеба, потом карьера, ипотеки, поездки на моря и вдруг финал — крышка. А было ли место любви? Не проглядел ли ее человек? Мне кажется, чтобы об этом задуматься, стоит посмотреть «Невесту комдива».
культура: Действие картины происходит в конце 70-х. Есть ли у Вас воспоминания об этих годах?
Аверин: Да, многие застали ту эпоху, и тут важно быть максимально убедительными, чтобы у зрителя не возникло отторжения. Очень не хочется быть ряженым. Часто у наших режиссеров представление, что если играть про советский период, то это обязательно лозунги и пафос, а это не так. В семидесятые я был маленьким, но в целом хорошо помню советское время. Оно осталось для меня самым прекрасным, потому что рядом были родители, которые верили в меня и любили. Думаю, для многих детство — лучший период. Всю остальную жизнь мы живем на вычитание. В нас уже мало кто верит, да и редко любят просто за то, что мы есть.
Я, например, очень хорошо помню возвращение домой после пионерского лагеря. Москва менялась на глазах, и мне казалось, что я попадаю в новое пространство. А еще помню Олимпиаду 1980 года. Как будто вчера было. На прилавках тогда только появились пепси и фанта. Мы стоим в кулинарии, пьем эту газировку и неимоверно счастливы. Сколько бы ни пытался поймать это сказочное ощущение во взрослой жизни, так и не удалось.
Еще помню, что очень сильно хотел в школу. У меня был такой джинсовый костюмчик, напоминавший школьную форму. Однажды проснулся утром, надел его, повязал, словно галстук, бархотку для обуви отца, взял старый ранец брата, сел в коридоре и жду. Мама увидела, спросила: «Сынок, ты куда?» Сказал: «Мама, все, мне пора в школу». Было тогда мне годика четыре. Когда же пошел в первый класс, то после нескольких уроков прямо во время занятий стал собираться. «Максим, что случилось?» — поинтересовалась учительница. «Да что-то скучно, пойду домой», — спокойно ответил я. Так что хорошее было время.
Фото на анонсе: Дмитрий Тур/кинокомпания «Русское»