«Август». США, 2013

Алексей КОЛЕНСКИЙ

28.01.2014

«Средний Запад — не территория, а состояние сознания…» — изрекает Барбара (Джулия Робертс), мчась по бескрайним прериям на поминки покончившего с собой отца. 

Родовое гнездо встречает неласково. Проводы покойного (Сэм Шепард) перерастают в скандалы с участием вдовы (Мерил Стрип) и младших сестер Барбары (Джулианна Николсон и Джульетт Льюис). 

Общий тон задает молитва, сымпровизированная на поминках свояком самоубийцы дядей Чарли (Крис Купер): «И в этот миг, насыщая пищей тела, мы умножаем крепость наших семейных уз и эээ… просим Тебя поддержать вдову, пока покойный эээ… совершает свой путь…»

В 2008 году драматург Трейси Леттс удостоился Пулитцеровской премии за трагикомедию «Август. Графство Осейдж», с тех пор не сходившую с подмостков Бродвея. Успех объясняется просто: не выдумав ничего нового, автор тщательно поработал с классическим наследием, наделив истеричек Теннесси Уильямса роковыми тайнами ибсеновских героинь и поместив их в чеховскую оранжерею.

И в этой экранизации — как в «Вишневом саду» — резвится дюжина узнаваемых персонажей. Властная, накачанная антидепрессантами вдова «Раневская» треплет нервы трем сестрам, не забывая третировать их благоверных — своевольного «Петю Трофимова» (Юэн Макгрегор), глянцевого «Лопахина» (Дермот Малруни), мечтательного «Гаева» (Бенедикт Камбербэтч). Мужчины заламывают руки и теряют лица. Сестры скандалят с матерью. Перебесившись, вывалив из шкафов все скелеты, разлетаются прочь. Навсегда.

Крепкая двухчасовая безделушка работает как часы: каждому из дюжины родственников выделено пять минут на истерический бенефис. Оставшееся время полыхает война осатаневших стерв. Звезды отрываются как в последний раз… Чтобы разбежаться и забыть матриархальный Средний Запад словно страшный сон.