До российского проката добрался «Линкольн» Стивена Спилберга — главный фаворит грядущего «Оскара».
1864-й, третий год в США идет Гражданская война. Страна измучена, все мечтают о мире. У действующего президента Авраама Линкольна, только что переизбранного на второй срок, есть прекрасный шанс окончить братоубийственную бойню. Но он не спешит идти на переговоры с Конфедерацией — пока продолжаются военные действия, президент намерен внести в Коституцию США поправку, отменяющую рабство. Линкольну удается убедить избирателей, что это политическое решение подорвет экономику южан и поможет одержать победу. Но если война закончится раньше, для большинства граждан страны отмена рабства станет бессмыслицей, притом опасной. Если же поправка пройдет, о мире с южанами можно забыть.
Линкольна раздирают противоречивые чувства. Он пытается найти выход из патовой ситуации, когда на одной чаше весов оказываются жизни солдат, умирающих на полях сражений, а на другой — исторический шанс вывести страну из средневековья. Окружение уверено, что если президент не пойдет на союз с Югом, то совершит политическую ошибку, к тому же большинство граждан США не поддерживают отмену рабства. Вопреки собственным принципам, законник Линкольн идет на подлог и подкуп податливых сенаторов, для того чтобы внести в Конституцию «эту чертову 13-ю поправку».
В версии Спилберга исторический детектив о том, как президент Линкольн всеми правдами и неправдами «продавливал» закон об отмене рабства, превращается в вариацию мифа о Прометее. Финал, естественно, венчает жертва. Для Спилберга Линкольн — не просто государственный деятель, он сверхчеловек, обладающий исключительной способностью видения исторических перспектив. Но что еще важнее — личность абсолютной моральной чистоты, для которой общечеловеческие законы оказываются выше других.
Изумительный, точнейший в мельчайших нюансах сценарий принадлежит перу Тони Кушнера, с которым Спилберг делал «Мюнхен». Мастер сложносочиненных романных конструкций, Кушнер рассказывает историю метаний и сомнений человека, попавшего в ловушку между совестью и долгом. У каждого, даже эпизодического персонажа, есть своя точно прописанная, с тактом рассказанная и безупречно сыгранная история. Второй план — Салли Филд, Томми Ли Джонс, Джеймс Спейдер, Дэвид Стрэтэйрн — изумителен. Дэй-Льюис — так просто гениален. Десять лет он бегал от роли политического монумента, прежде чем Спилберг уговорил его примерить президентский сюртук. Лукавый, с хитринкой, гений, на протяжении всего фильма решающий в голове мудреную теорему, Линкольн напоминает щукинского Ильича из дилогии Михаила Ромма.
«Линкольн» великолепен в каждой детали — многомиллионный механизм четко отлажен, работает точно без сбоев в одном заданном ритме. Но остается неприятный привкус металла — как будто вместе с аппетитной наживкой угостили крючком.
Спилберг всегда умел поразить не только исключительным мастерством, но и особенным кинематографическим видением. В «Линкольне», пожалуй, впервые режиссер выглядит не азартным киновундеркиндом, а почетным академиком, ваяющим нетленный шедевр для потомков.
В своем расчетливом совершенстве колосс Спилберга напоминает самодовольный и невозмутимый «Титаник», беспечно отправившийся на свидание с айсбергом. «Линкольн» уже собрал огромную для исторической драмы кассу и на полном ходу движется к «Оскару». Которого, скорее всего, и получит — если академика на пути к триумфу не «подрежет» какой-нибудь кинематографический хулиган.
«Линкольн». США, 2012
Режиссер Стивен Спилберг
В ролях: Дэниел Дэй-Льюис,
Салли Филд, Томми Ли
Джонс, Джеймс Спейдер,
Джозеф Гордон-Левитт, Дэвид
Стрэтэйрн, Джаред Харрис,
Брюс Макгилл
В прокате с 25 января