Их составляют национальные киноинституты, аналоги нашего НИИ Киноискусства. Последняя на сегодня редакция лучших американских картин датируется 2007 годом. По сравнению с предыдущей версией сотня обновилась почти на четверть, хотя тройка лидеров неизменна на протяжении многих лет. Во главе тoп-100 по-прежнему «Гражданин Кейн» Уэллса, за которым следует «Крестный отец» Копполы, поменявшийся местами с «Касабланкой» Кёртица.
В 1999 году, опросив тысячу профессионалов, свой список составил Британский киноинститут. Лучшей картиной всех времен была названа лента Кэрола Рида «Третий человек», а самым популярным режиссером оказался Дэвид Лин — в списке сразу семь его картин.
В 2009-м, по примеру иностранных коллег, версию лучшей отечественной сотни предложил НИИ Киноискусства. На удивление, там присутствуют не только экспонаты «Госфильмофонда», но и относительно свежие «ДМБ», «Свои», «Бедный, бедный Павел», «Война», а также «Все умрут, а я останусь».
Принципиальное отличие версии, предложенной Минкультом, — в ее утилитарном характере. Картины представлены по алфавиту. Это не просто список лучших, но перечень лент, рекомендованных к просмотру в школе. Разница принципиальна. Многие картины, достойные называться шедеврами, изначально не рассматривались по причине того, что для восприятия школьника они чересчур трудны. Особенно, если учесть, что кинообразовательный курс планируют начать со средних классов.
Логика, которой руководствовались составители сотни, понятна. Четверть составляют экранизации сказок и картины для детей среднего и старшего школьного возраста — от лент Птушко и Роу до молодежных драм Асановой, Митты и Соловьева. Полтора десятка наименований представляют экранизации произведений из обязательной программы по литературе. Большая часть — тридцать пять — картины на историческую тематику, к которым можно отнести и «Белое солнце пустыни», и «Чапаева», и «Броненосца «Потемкина». В списке отсутствуют «Комиссар» Аскольдова и климовская «Агония», но, справедливости ради, стоит отметить, что для школьников «Неуловимые мстители» и ближе, и доступнее. Пять картин посвящены знаковым для России историческим личностям: «Андрей Рублев», «Адмирал Нахимов», «Александр Невский», «Иван Грозный», «Петр Первый». Два святых, два царя и два героя. Нет ни «Ленина в Октябре» Ромма, ни сокуровского «Тельца». А жаль — было бы что обсудить на уроке истории.
В особый раздел вынесены картины на тему Великой Отечественной войны — по несколько от каждого десятилетия. Последняя датируется 1985 годом — «Иди и смотри» Элема Климова. По трем фильмам — «Покаянию», «Холодному лету 53-го» и «Утомленным солнцем» — школьники составят впечатление о сталинском периоде.
Оставшиеся — шедевры советского кино. От «Семерых смелых» Герасимова до «Волги-Волги» Александрова, от комедий Гайдая до «Калины красной» Шукшина. В сотне по три фильма Ролана Быкова, Андрея Тарковского, Никиты Михалкова, Андрея Кончаловского, Сергея Эйзенштейна, Сергея Бондарчука, Якова Протазанова, Михаила Ромма. Муратовой и Сокурова в списке нет — «Фауста» и «Долгие проводы» детям придется смотреть дома. Как и комедии Пырьева. Удивляет почти полное отсутствие в списке анимации, которую представляют лишь «Ёжик в тумане» и «Месть кинематографического оператора». Единственный документальный фильм — «Обыкновенный фашизм».
Смелым выглядит решение включить в список «Маленькую Веру» Пичула, когда-то совершившую маленькую эротическую революцию в советском кино. Но за прошедшие четверть века понятия о дозволенном на экране претерпели серьезные изменения.
Хронологические границы списка — «Понизовая вольница» 1908 года выпуска и «Утомленные солнцем» Никиты Михалкова, датированные 1994 годом. Задачи объять необъятное составители перед собой не ставили. А представленной «школьной сотни» вполне достаточно, чтобы держать экзамены на киноведческий факультет ВГИКа.
Минкульт сделал свое дело — теперь слово за Минобрнауки. Дмитрий Ливанов пообещал, что уже в начале следующего учебного года выяснится, как будет практически реализована программа кинофакультатива. Преподавать новый предмет станут школьные учителя, прошедшие спецкурсы во ВГИКе и региональных культурологических вузах. Школьники могут вздохнуть с облегчением — экзаменов и зачетов по кино не будет.
Проект списка «100 фильмов», которые могут быть рекомендованы для просмотра на факультативных занятиях в школах
1. «А если это любовь?» — Ю.Райзман, 1961
2. «А зори здесь тихие» — С.Ростоцкий, 1972
3. «Адмирал Нахимов» — В.Пудовкин, 1946
4. «Айболит-66» — Р.Быков, 1966
5. «Александр Невский» — С.Эйзенштейн, 1938
6. «Андрей Рублев» — А.Тарковский, 1966
7. «Аэлита» — Я.Протазанов, 1924
8. «Баллада о солдате» — Г.Чухрай, 1959
9. «Бег» — А.Алов, В.Наумов, 1970
10. «Белеет парус одинокий» — В.Легошин, 1937
11. «Белое солнце пустыни» — В.Мотыль, 1969
12. «Белорусский вокзал» — А.Смирнов, 1970
13. «Берегись автомобиля» — Э.Рязанов, 1966
14. «Бесприданница» — Я.Протазанов, 1936
15. «Бриллиантовая рука» — Л.Гайдай, 1968
16. «Броненосец «Потемкин» — С.Эйзенштейн, 1925
17. «В бой идут одни «старики» — Л.Быков, 1973
18. «В огне брода нет» — Г.Панфилов, 1968
19. «Веселые ребята» — Г.Александров, 1934
20. «Внимание, черепаха!» — Р.Быков, 1969
21. «Война и мир» — С.Бондарчук, 1965-1967
22. «Волга-Волга» — Г.Александров. 1938
23. «Восхождение» — Л.Шепитько, 1976
24. «Гамлет» — Г.Козинцев, 1964
25. «Дама с собачкой» — И.Хейфиц, 1960
26. «Дворянское гнездо» — А.Кончаловский, 1969
27. «Девять дней одного года» — М.Ромм, 1961
28. «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» — Э.Климов, 1964
29. «Доживем до понедельника» — С.Ростоцкий, 1968
30. «Друг мой, Колька!» — А.Салтыков, А.Митта, 1961
31. «Дядя Ваня» — А.Кончаловский, 1977
32. «Ёжик в тумане» — Ю.Норштейн, 1975
33. «Живые и мертвые» — А.Столпер, 1963
34. «Застава Ильича» («Мне двадцать лет») — М.Хуциев, 1964
35. «Звезда» — А.Иванов, 1949
36. «Земля» — А.Довженко, 1930
37. «Зеркало» — А.Тарковский, 1974
38. «Золушка» — Н.Кошеверова, М.Шапиров, 1947
39. «Иван Грозный» — С.Эйзенштейн, 1944-1946
40. «Иваново детство» — А.Тарковский, 1962
41. «Иди и смотри» — Э.Климов, 1985
42. «Илья Муромец» — А.Птушко, 1956
43. «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж» — А.Кончаловский, 1967
44. «Калина красная» — В.Шукшин, 1973
45. «Ключ без права передачи» — Д.Асанова, 1976
46. «Королевство кривых зеркал» — А.Роу, 1963
47. «Красные дьяволята» — И.Перестиани, 1923
48. «Крылья» — Л.Шепитько, 1966
49. «Курьер» — К.Шахназаров, 1986
50. «Летят журавли» — М.Калатозов, 1957
51. «Маленькая Вера» — В.Пичул, 1987
52. «Марья-искусница» — А.Роу, 1959
53. «Мать» — В.Пудовкин, 1926
54. «Машенька» — Ю.Райзман, 1942
55. «Месть кинематографического оператора» — В.Старевич, 1913
56. «Мечта» — М.Ромм, 1941
57. «Молодая гвардия» — С.Герасимов, 1948
58. «Монолог» — И.Авербах, 1972
59. «Морозко» — А.Роу, 1964
60. «Начало» — Г.Панфилов, 1970
61. «Не горюй!» — Г.Данелия, 1969?
62. «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков» — Л.Кулешов, 1924
63. «Неоконченная пьеса для механического пианино» — Н.Михалков, 1976
64. «Несколько дней из жизни И.И.Обломова» — Н.Михалков, 1979
65. «Неуловимые мстители» — Э.Кеосаян, 1966
66. «Новый Гулливер» — А.Птушко, 1935
67. «Обыкновенный фашизм» — М.Ромм, 1966
68. «Они сражались за Родину» — С.Бондарчук, 1975
69. «Освобождение» — Ю.Озеров, 1972
70. «Охота на лис» — В.Абдрашитов, 1980
71. «Пацаны» — Д.Асанова, 1983
72. «Петр Первый» — В.Петров, 1937
73. «Печки-лавочки» — В.Шукшин, 1972
74. «Пиковая дама» — Я.Протазанов, 1916
75. «Плохой хороший человек» — И.Хейфиц, 1973
76. «Подвиг разведчика» — Б.Барнет, 1947
77. «Покаяние» — Т.Абуладзе, 1984
78. «Подранки» — Н.Губенко, 1976
79. «Проверка на дорогах» — А.Герман, 1972
80. «Путевка в жизнь» — Н.Экк, 1931
81. «Радуга» — М.Донской, 1943
82. «Республика ШКИД» — Г.Полока, 1966
83. «Семеро смелых» — С.Герасимов, 1936
84. «Смелые люди» — К.Юдин, 1950
85. «Стенька Разин» («Понизовая вольница») — В.Ромашков, 1908
86. «Сто дней после детства» — С.Соловьев, 1975
87. «Собачье сердце» — В.Бортко. 1988
88. «Судьба человека» — С.Бондарчук, 1959
89. «Тихий Дон» — С.Герасимов, 1957-1958
90. «Утомленные солнцем» — Н.Михалков, 1994
91. «Холодное лето пятьдесят третьего» — А.Прошкин, 1987
92. «Чапаев» — Г. Васильев, С.Васильев, 1934
93. «Человек с киноаппаратом» — Д.Вертов, 1929
94. «Чужие письма» — И.Авербах, 1975
95. «Чук и Гек» — И.Лукинский, 1953
96. «Чучело» — Р.Быков, 1983
97. «Школьный вальс» — П.Любимов, 1978
98. «Щит и меч» — В.Басов, 1968
99. «Юность Максима» — Г.Козинцев, Л.Трауберг, 1934
100. «Я шагаю по Москве» — Г.Данелия, 1963