Про100 кино

Андрей ЩИГОЛЕВ

18.01.2013

17 января министр культуры Владимир Мединский и руководитель Минобрнауки Дмитрий Ливанов провели совместную пресс-конференцию в РИА Новости. Они прояснили судьбу списка ста лучших картин, рекомендованных для просмотра в школах.

Идею прививать любовь к киноискусству с младых ногтей в июне прошлого года на одном из круглых столов Московского кинофестиваля озвучил Никита Михалков. Инициатива председателя Союза кинематографистов пришлась по душе министру культуры Владимиру Мединскому. А осенью на сайте Минкульта появилась форма, заполнив которую, каждый желающий мог поучаствовать в формировании школьной кинопрограммы. Получившийся список трехсот самых популярных оказался в руках специалистов из НИИ Киноискусства, СПБГУКиТ, Российского института культурологии, Российского института истории искусств, Госфильмофонда России и Союза кинематографистов. Они и довели его до ума — отобрали сотню.

Их составляют национальные киноинституты, аналоги нашего НИИ Киноискусства. Последняя на сегодня редакция лучших американских картин датируется 2007 годом. По сравнению с предыдущей версией сотня обновилась почти на четверть, хотя тройка лидеров неизменна на протяжении многих лет. Во главе тoп-100 по-прежнему «Гражданин Кейн» Уэллса, за которым следует «Крестный отец» Копполы, поменявшийся местами с «Касабланкой» Кёртица.

В 1999 году, опросив тысячу профессионалов, свой список составил Британский киноинститут. Лучшей картиной всех времен была названа лента Кэрола Рида «Третий человек», а самым популярным режиссером оказался Дэвид Лин — в списке сразу семь его картин.

В 2009-м, по примеру иностранных коллег, версию лучшей отечественной сотни предложил НИИ Киноискусства. На удивление, там присутствуют не только экспонаты «Госфильмофонда», но и относительно свежие «ДМБ», «Свои», «Бедный, бедный Павел», «Война», а также «Все умрут, а я останусь».

Принципиальное отличие версии, предложенной Минкультом, — в ее утилитарном характере. Картины представлены по алфавиту. Это не просто список лучших, но перечень лент, рекомендованных к просмотру в школе. Разница принципиальна. Многие картины, достойные называться шедеврами, изначально не рассматривались по причине того, что для восприятия школьника они чересчур трудны. Особенно, если учесть, что кинообразовательный курс планируют начать со средних классов.

Логика, которой руководствовались составители сотни, понятна. Четверть составляют экранизации сказок и картины для детей среднего и старшего школьного возраста — от лент Птушко и Роу до молодежных драм Асановой, Митты и Соловьева. Полтора десятка наименований представляют экранизации произведений из обязательной программы по литературе. Большая часть — тридцать пять — картины на историческую тематику, к которым можно отнести и «Белое солнце пустыни», и «Чапаева», и «Броненосца «Потемкина». В списке отсутствуют «Комиссар» Аскольдова и климовская «Агония», но, справедливости ради, стоит отметить, что для школьников «Неуловимые мстители» и ближе, и доступнее. Пять картин посвящены знаковым для России историческим личностям: «Андрей Рублев», «Адмирал Нахимов», «Александр Невский», «Иван Грозный», «Петр Первый». Два святых, два царя и два героя. Нет ни «Ленина в Октябре» Ромма, ни сокуровского «Тельца». А жаль — было бы что обсудить на уроке истории.

В особый раздел вынесены картины на тему Великой Отечественной войны — по несколько от каждого десятилетия. Последняя датируется 1985 годом — «Иди и смотри» Элема Климова. По трем фильмам — «Покаянию», «Холодному лету 53-го» и «Утомленным солнцем» — школьники составят впечатление о сталинском периоде.

Оставшиеся — шедевры советского кино. От «Семерых смелых» Герасимова до «Волги-Волги» Александрова, от комедий Гайдая до «Калины красной» Шукшина. В сотне по три фильма Ролана Быкова, Андрея Тарковского, Никиты Михалкова, Андрея Кончаловского, Сергея Эйзенштейна, Сергея Бондарчука, Якова Протазанова, Михаила Ромма. Муратовой и Сокурова в списке нет — «Фауста» и «Долгие проводы» детям придется смотреть дома. Как и комедии Пырьева. Удивляет почти полное отсутствие в списке анимации, которую представляют лишь «Ёжик в тумане» и «Месть кинематографического оператора». Единственный документальный фильм — «Обыкновенный фашизм».

Смелым выглядит решение включить в список «Маленькую Веру» Пичула, когда-то совершившую маленькую эротическую революцию в советском кино. Но за прошедшие четверть века понятия о дозволенном на экране претерпели серьезные изменения.

Хронологические границы списка — «Понизовая вольница» 1908 года выпуска и «Утомленные солнцем» Никиты Михалкова, датированные 1994 годом. Задачи объять необъятное составители перед собой не ставили. А представленной «школьной сотни» вполне достаточно, чтобы держать экзамены на киноведческий факультет ВГИКа.

Минкульт сделал свое дело — теперь слово за Минобрнауки. Дмитрий Ливанов пообещал, что уже в начале следующего учебного года выяснится, как будет практически реализована программа кинофакультатива. Преподавать новый предмет станут школьные учителя, прошедшие спецкурсы во ВГИКе и региональных культурологических вузах. Школьники могут вздохнуть с облегчением — экзаменов и зачетов по кино не будет.

Проект списка «100 фильмов», которые могут быть рекомендованы для просмотра на факультативных занятиях в школах

1. «А если это любовь?» — Ю.Райзман, 1961

2. «А зори здесь тихие» — С.Ростоцкий, 1972

3. «Адмирал Нахимов» — В.Пудовкин, 1946

4. «Айболит-66» — Р.Быков, 1966

5. «Александр Невский» — С.Эйзенштейн, 1938

6. «Андрей Рублев» — А.Тарковский, 1966

7. «Аэлита» — Я.Протазанов, 1924

8. «Баллада о солдате» — Г.Чухрай, 1959

9. «Бег» — А.Алов, В.Наумов, 1970

10. «Белеет парус одинокий» — В.Легошин, 1937

11. «Белое солнце пустыни» — В.Мотыль, 1969

12. «Белорусский вокзал» — А.Смирнов, 1970

13. «Берегись автомобиля» — Э.Рязанов, 1966

14. «Бесприданница» — Я.Протазанов, 1936

15. «Бриллиантовая рука» — Л.Гайдай, 1968

16. «Броненосец «Потемкин» — С.Эйзенштейн, 1925

17. «В бой идут одни «старики» — Л.Быков, 1973

18. «В огне брода нет» — Г.Панфилов, 1968

19. «Веселые ребята» — Г.Александров, 1934

20. «Внимание, черепаха!» — Р.Быков, 1969

21. «Война и мир» — С.Бондарчук, 1965-1967

22. «Волга-Волга» — Г.Александров. 1938

23. «Восхождение» — Л.Шепитько, 1976

24. «Гамлет» — Г.Козинцев, 1964

25. «Дама с собачкой» — И.Хейфиц, 1960

26. «Дворянское гнездо» — А.Кончаловский, 1969

27. «Девять дней одного года» — М.Ромм, 1961

28. «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» — Э.Климов, 1964

29. «Доживем до понедельника» — С.Ростоцкий, 1968

30. «Друг мой, Колька!» — А.Салтыков, А.Митта, 1961

31. «Дядя Ваня» — А.Кончаловский, 1977

32. «Ёжик в тумане» — Ю.Норштейн, 1975

33. «Живые и мертвые» — А.Столпер, 1963

34. «Застава Ильича» («Мне двадцать лет») — М.Хуциев, 1964

35. «Звезда» — А.Иванов, 1949

36. «Земля» — А.Довженко, 1930

37. «Зеркало» — А.Тарковский, 1974

38. «Золушка» — Н.Кошеверова, М.Шапиров, 1947

39. «Иван Грозный» — С.Эйзенштейн, 1944-1946

40. «Иваново детство» — А.Тарковский, 1962

41. «Иди и смотри» — Э.Климов, 1985

42. «Илья Муромец» — А.Птушко, 1956

43. «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж» — А.Кончаловский, 1967

44. «Калина красная» — В.Шукшин, 1973

45. «Ключ без права передачи» — Д.Асанова, 1976

46. «Королевство кривых зеркал» — А.Роу, 1963

47. «Красные дьяволята» — И.Перестиани, 1923

48. «Крылья» — Л.Шепитько, 1966

49. «Курьер» — К.Шахназаров, 1986

50. «Летят журавли» — М.Калатозов, 1957

51. «Маленькая Вера» — В.Пичул, 1987

52. «Марья-искусница» — А.Роу, 1959

53. «Мать» — В.Пудовкин, 1926

54. «Машенька» — Ю.Райзман, 1942

55. «Месть кинематографического оператора» — В.Старевич, 1913

56. «Мечта» — М.Ромм, 1941

57. «Молодая гвардия» — С.Герасимов, 1948

58. «Монолог» — И.Авербах, 1972

59. «Морозко» — А.Роу, 1964

60. «Начало» — Г.Панфилов, 1970

61. «Не горюй!» — Г.Данелия, 1969?

62. «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков» — Л.Кулешов, 1924

63. «Неоконченная пьеса для механического пианино» — Н.Михалков, 1976

64. «Несколько дней из жизни И.И.Обломова» — Н.Михалков, 1979

65. «Неуловимые мстители» — Э.Кеосаян, 1966

66. «Новый Гулливер» — А.Птушко, 1935

67. «Обыкновенный фашизм» — М.Ромм, 1966

68. «Они сражались за Родину» — С.Бондарчук, 1975

69. «Освобождение» — Ю.Озеров, 1972

70. «Охота на лис» — В.Абдрашитов, 1980

71. «Пацаны» — Д.Асанова, 1983

72. «Петр Первый» — В.Петров, 1937

73. «Печки-лавочки» — В.Шукшин, 1972

74. «Пиковая дама» — Я.Протазанов, 1916

75. «Плохой хороший человек» — И.Хейфиц, 1973

76. «Подвиг разведчика» — Б.Барнет, 1947

77. «Покаяние» — Т.Абуладзе, 1984

78. «Подранки» — Н.Губенко, 1976

79. «Проверка на дорогах» — А.Герман, 1972

80. «Путевка в жизнь» — Н.Экк, 1931

81. «Радуга» — М.Донской, 1943

82. «Республика ШКИД» — Г.Полока, 1966

83. «Семеро смелых» — С.Герасимов, 1936

84. «Смелые люди» — К.Юдин, 1950

85. «Стенька Разин» («Понизовая вольница») — В.Ромашков, 1908

86. «Сто дней после детства» — С.Соловьев, 1975

87. «Собачье сердце» — В.Бортко. 1988

88. «Судьба человека» — С.Бондарчук, 1959

89. «Тихий Дон» — С.Герасимов, 1957-1958

90. «Утомленные солнцем» — Н.Михалков, 1994

91. «Холодное лето пятьдесят третьего» — А.Прошкин, 1987

92. «Чапаев» — Г. Васильев, С.Васильев, 1934

93. «Человек с киноаппаратом» — Д.Вертов, 1929

94. «Чужие письма» — И.Авербах, 1975

95. «Чук и Гек» — И.Лукинский, 1953

96. «Чучело» — Р.Быков, 1983

97. «Школьный вальс» — П.Любимов, 1978

98. «Щит и меч» — В.Басов, 1968

99. «Юность Максима» — Г.Козинцев, Л.Трауберг, 1934

100. «Я шагаю по Москве» — Г.Данелия, 1963