Всем прочим жанрам российские продюсеры предпочитают недорогие комедии. А потому новогодняя битва-2013 пройдет под знаком комедий, сказок и, естественно, Тимура Бекмамбетова.
Эта история началась в 2005 году, когда январские праздники в одночасье превратились в десятидневные зимние каникулы.
Выходные длинные, делать нечего, почему бы не пойти в кино? Первым новую схему опробовал Бекмамбетов, выпустивший «Дневной дозор» аккурат к 1 января 2006 года. Дьявольский расчет мастера и массированная рекламная поддержка Первого канала принесли фильму волшебные 32 миллиона долларов.
Рекордную кассу «Дозор» сорвал в отсутствие серьезной конкуренции.
В следующем году в очереди к новогодней кассе произошла первая потасовка. На конец 2006-го «Централ Партнершип» запланировал свой главный релиз — «Волкодав». Один из самых дорогих российских проектов в новейшей истории должен был стать и самым кассовым. Так бы, наверное, и случилось, если бы ближе к заветным датам «Волкодава» не подрезала молодежная комедия «Жара». Грамотная пиар-кампания, построенная на противопоставлении «знойной» комедии «большому кино для большой страны», принесла продюсерскому проекту Федора Бондарчука 16 миллионов долларов. Рекорд Бекмамбетова устоял, а «Волкодав» со своим огромным бюджетом оказался в минусе. Ведь, как известно, половина выручки отходит кинотеатрам. Вопросы о продолжении отпали сами собой.
Рекорд «Дневного дозора» продержался еще год, пока Бекмамбетов не подготовил очередной новогодний «подарок» — «Иронию судьбы. Продолжение». Тягаться с Первым каналом всерьез не рискнул ни один дистрибьютор: как и «Дневной дозор», «Ирония судьбы» работала при отсутствии конкуренции. На фоне 50 миллионов Бекмамбетова-Эрнста сборы второй части богатырской эпопеи студии «Мельница» — «Илья Муромец и Соловей-Разбойник» — можно даже не брать в расчет.
Примеры «Иронии судьбы», «Жары» и «Волкодава», казалось бы, наглядно демонстрировали очевидный факт: на кино в России можно зарабатывать, только снимая недорогие новогодние комедии. Эту аксиому еще раз подтвердила «Любовь-морковь-2», один из участников новогодней битвы-2009. С бюджетом в три миллиона и сборами в 17, несмешная комедия Максима Пежемского обставила более ярких, но слишком затратных «Стиляг».
Создатели очередного «самого дорогого фильма», поверив в магию чисел, выпустили «Обитаемый остров» в первый день нового года, когда конкуренты уже успели облегчить кошельки зрителей. И хотя фильм Бондарчука стал кассовым чемпионом той зимы, гигантский бюджет не позволяет считать сборы в 22 миллиона долларов коммерческим успехом.
Новогодняя толкотня в прокате становилась все ожесточеннее. Много и в одни руки больше не получалось — всем доставалось понемножку. Основную кассу традиционно делали российские хиты, для которых Новый год все чаще становится единственной возможностью заработать. И снова Бекмамбетов — «Елки» вышли в прокат за две недели до праздников и собрали 23 миллиона. Не стоит искать в цифрах с многими нулями логику: под шампанское и оливье зрители готовы смотреть и не такое...
На второй строчке оказалась анимация от «Мельницы» — «Три богатыря и Шамаханская царица». Один в один ситуация повторилась и в 2012-м: опять «Елки» с «Мельницей» («Иван Царевич и серый волк»), компанию которым составила очередная новогодняя комедия «О чем еще говорят мужчины». Между ними расположились сиквел «Шерлока Холмса» и «Девушка с татуировкой дракона». Ну и, конечно, без подарков не остался «Высоцкий», вышедший в прокат за месяц до главных баталий.
На сей раз студия Bazelevs и Тимур Бекмамбетов будут брать количеством. Во-первых, на экраны выйдут «Джентльмены, удачи!», открывающие очередной сезон ремейков советской классики (уже в феврале появится анимационная версия «Кин-дза-дза!» Данелия, а в течение года ждем сразу двух «Кавказских пленниц», мультфильм «Золотой ключик» и трехмерный долгострой «Вий»). Во-вторых, в пику новому проекту «Мельницы» — «Три богатыря на дальних берегах» — компания Бекмамбетова подготовила свою анимационную историю с продолжением — «Снежная королева».
«Джентльмены» — главный претендент на место кассового чемпиона зимы. Картину Дмитрия Киселева и Александра Баранова поддерживает канал «Россия». Восемь миллионов долларов рекламного бюджета, Безруков и Куценко не оставляют сомнений в кассовом триумфе. Единственная проблема этого бизнес-проекта: «Джентльмены, удачи!» — не тот фильм, который хочется пересматривать.
В конкурентах у Бекмамбетова — елкоподобное ассорти «С Новым годом, мамы!» от компании с милым названием и исключительно дурным вкусом Enjoy Movies. Но на фоне резкого снижения интереса к отечественному кино, непритязательные пошловатые комедии от Enjoy собирают стабильно хорошую кассу. На билбордах рядом с Павлом Волей, Ириной Розановой, Максимом Матвеевым и Елизаветой Боярской красуется сам Ален Делон, а продюсеры предвкушают солидный кусок праздничного пирога.
Значительную часть бокс-офиса наверняка отхватит голливудский тяжеловес «Хоббит» Питера Джексона, премьеру которого отодвинули поближе к новогодней раздаче, на 19 декабря. Стоит нашим продюсерам опасаться и новой картины Ли Ана (известного у нас под именем Энг Ли) «Жизнь Пи». Неправдоподобно красивый приключенческий фильм с индийскими актерами и бюджетом в 120 миллионов. В России он выходит аккурат 1 января.