20.01.2012
«ХРАНИТЕЛЬ ВРЕМЕНИ», 136 мин.,
Paramount Pictures.
Режиссер — Мартин Скорсезе.
В ролях: Джуд Лоу, Хлоя Морец, Бен Кингсли, Саша Барон Коэн.
В прокате с 5 января.
Мартин Скорсезе с детства обожал кино и эту трогательную любовь сохранил до сих пор. Надо быть отчаянным синефилом, чтобы сложить оду во славу раннего кинематографа, сказочную историю из жизни французского классика и первопроходца Жоржа Мельеса. Был он легендарной личностью, но многие уже не знают, кто это такой. Спасибо Скорсезе за возвращенную память. Экранизируя книгу Брайана Селзника «Изобретение Хьюго Кабре», он, как и многие его коллеги старшего поколения, отметился в освоении 3D-технологий. На последнем Каннском кинофестивале публике представили собственноручно раскрашенный Жоржем Мельесом фильм «Путешествие на Луну». Снят он в 1902 году, и можно только поражаться, как в то время удалось сотворить такие чудеса на экране, теперь легко достижимые при помощи компьютера. Потомки подзабытого классика, правнучка Мари-Элен и праправнук Лоран Леэриссе путешествуют по миру с программой «Феерия Жоржа Мельеса», пропагандируя его творчество, демонстрируют десяткам непросвещенных зрителей дивные картинки, снятые их выдающимся предком.
На церемонии вручения «Золотых глобусов», где «Хранителя времени» и его создателя отметили за лучшую режиссуру, выяснилась интересная деталь. Оказывается, это жена сказала Скорсезе, что пора ему снять хоть один фильм, который могла бы посмотреть их дочь. Вот он и сделал картину «для семейного просмотра». Юный герой «Хранителя времени» — сиротка Хьюго, с детства полюбивший механизмы, пытается раскрыть секрет, унаследованный от трагически погибшего отца. Чтобы не пропасть и иметь кров, пусть и на вокзале, он следит за работой огромных часов, пока его покровитель где-то пьянствует. Жизнь сводит парня с разными людьми. Он хлебнет немало горя, настрадается от злобного инспектора в исполнении Саши Барона Коэна, в котором не каждый узнает автора «Бората» и возмутителя спокойствия целых стран. В конце концов, судьба приведет мальчишку в дом всеми забытого режиссера Мельеса, роль которого сыграл Бен Кингсли, имеющий портретное сходство с прототипом. Чем-то Скорсезе и сам напоминает Мельеса — своим упорством и стремлением к идеальному. На счету французского гения порядка 500 фильмов, снимать приходилось по 3 за неделю. Он лихо придумывал сказочные истории, а потом разорился, сжег все свои декорации и начал работать продавцом игрушек. Последнее Скорсезе, по счастью, не грозит, но по части «детскости» он даст фору любому.
«БОЕВОЙ КОНЬ», 146 мин.,
DreamWorks Studios SKG.
Режиссер — Стивен Спилберг.
В ролях: Джереми Ирвин, Дэвид Тьюлис, Эмили Уотсон, Питер Муллан, Бенедикт Камбербэтч.
В прокате с 26 января.
Стивен Спилберг совсем недавно представлял анимационную экранизацию комикса с многолетней историей «Приключения Тинтина: Тайна единорога». Освоил опять-таки 3D технологии и на днях был отмечен «Золотым глобусом». Почти параллельно с этим он работал над экранизацией романа Майкла Морпурго «Боевой конь» и пьесы Ника Стаффорда, идущей в Национальном театре Великобритании — свел их воедино. В книге повествование идет от имени жеребенка, а потом и взрослого скакуна: «Я нескладный длинноногий жеребенок...» Тот пахал, воевал, почти погибал, прошел ад Первой мировой войны. Его всегда кто-то спасал — мир не без добрых людей. Один из таких эпизодов у Спилберга воспринимается, как анекдот, когда английский и немецкий солдаты, забыв, что они враги, вызволяют запутавшееся в колючей проволоке животное. Их двое, а конь один. За кем ему идти, на чьей стороне воевать? Фильм этот по замаху и посылу похож на грандиозный проект Спилберга «Спасти рядового Райана», только на месте бойца оказывается конь, ради которого люди совершают чудеса самоотверженности.
Пройдя огонь и воду, к Рождеству вместе со своим хозяином Джоуи вернется в родную британскую деревню, где его когда-то приручили. Снимал Спилберг с прицелом на то, чтобы на его фильм ходили семьями. От повествования от имени коня отказался, но мир показан его глазами. Спилберг собрал великолепный и по преимуществу европейский ансамбль: шотландца Питера Муллана, француза Нильса Ареструпа, англичанку Эмили Уотсон, прекрасного молодого актера, выросшего в британской деревушке, Джереми Ирвина. Но самая сложная роль у коня Джоуи, которого «сыграли» 14 лошадей и один муляж, понадобившийся в опасной сцене с проволокой. Не зря была задействована на картине Американская ассоциация гуманного обращения с животными.
Лошадиный грим длился по 45 минут. Работала целая команда парикмахеров и ветеринаров. А Спилбергу приходилось выжимать из необычных актеров эмоции. Словом, сложнейший невероятный проект, и усилия потрачены не зря. Никакой вампуки, почти непременной в исторических картинах, и даже излишне сентиментальные и явно переслащенные места не вызывают неприятных ощущений и уж тем более стыда. Возможно, что со времен «Мюнхена» Спилберг снял свой лучший фильм, а он, как и Скорсезе, в простое не бывает, выдавая на гора фильм за фильмом. Удивительно, как он работал сразу над двумя сложнейшими проектами, учитывая эпический размах «Боевого коня» и сложнейшие трехмерные технологии анимационного «Тинтина».