05.10.2018
культура: Критики утверждают, что Вы работаете в жанре «новой хореографической драмы». Термин корректен?
Землянский: Трудно сказать. Я заставляю драматических артистов отказаться от слов. Помещаю их в невербальный театр. Предлагаю задействовать скрытые, неосознанные ресурсы игры. Это своего рода стресс, но когда исполнитель переходит некую грань, его персонаж начинает жить новой, яркой, эмоционально насыщенной жизнью. В хореографии главное — тело, а суть далеко не всегда достигает зрителя. У нас наоборот.
культура: Вы называете свой стиль новая пластическая драма, или wordless. Что это такое?
Землянский: Здесь подразумевается «биомеханика» Мейерхольда и эстетика Камерного театра Таирова, сцена которого меня приняла. Сначала ставил хореографию. Молодые актеры увлеклись этими занятиями, и как-то я зашел к художественному руководителю Евгению Писареву, предложил поставить «Материнское поле» по мотивам Айтматова, без слов. Он долго не мог понять, а я — объяснить, чего хочу. Балет, современный танец… Но все-таки поверил. Так начался новый этап моей жизни. Сейчас у них, помимо «Поля», идет моя «Дама с камелиями».
культура: Как родился Ваш метод?
Землянский: Я вышел из екатеринбуржского Театра провинциального танца Татьяны Багановой. Переехав в Москву, сделал пятнадцать спектаклей с Володей Панковым. С точки зрения хореографии я ученик Багановой, а Володя подарил опыт работы со звуком и музыкой, отучил от чрезмерного увлечения танцем, за что я ему бесконечно признателен. Считаю, артисту достаточно слышать свое тело, ритм, музыку, быть гибким, владеть говорящим жестом. К сожалению, в наших вузах этому не учат.
культура: А не хотели сами набрать курс?
Землянский: Нет. Для этого необходимо время, а его не хватает, в этом сезоне пришлось прервать даже преподавание в Академии.
культура: Давно сотрудничаете с Никитой Михалковым?
Землянский: Третий год. Никита Сергеевич пригласил поучаствовать в создании чеховской новеллы «Бабы» из первых «Метаморфоз». Затем, посетив мои постановки в Театре имени Пушкина, предложил сделать пластический спектакль для своей Академии, родилось «Воскресение» по роману Толстого. Задумывая новый проект, я отказался от инсценировки классики, где на первый план выносится история главных героев, а остальные актеры участвуют в массовых или эпизодических сценах. Мне захотелось создать полифоническую вещь, в которой можно было разглядеть каждого участника действия. Подобрали с Михалковым стихи, определились с темой, затем обсудили с художником Максимом Обрезковым персонажей и эстетику. На подготовку спектакля ушло чуть больше месяца. Затем я улетел по контракту в Тель-Авив, что оказалось кстати — материалу и ребятам нужно было «настояться». Впоследствии постановка стала короче, обрела структуру, цельность и ожила в новом составе — коллектив слушателей этого года пополнили выпускники прошлых лет.
культура: Как определили для себя творческую сверхзадачу «Послания изгнанных»?
Землянский: От меня требовалось сочинить фантасмагорию на заданную тему — мир, полный боли, страсти и любви, созвучной лирическим темам русских поэтов и драматическим перипетиям истории нашей страны. Не случайно ключевым элементом сценографии стали циферблаты с тикающими, спешащими и вырванными стрелками. Порой непонятно — идет ли речь о прошлом, настоящем или будущем. Сквозной персонаж в исполнении Георгия Кузубова крутит и отрывает стрелки часов, подгоняет и останавливает время, третирует героев. Это злой клоун, профессиональный искуситель, эдакий анти-Пьеро Александра Вертинского.
культура: Постановка оформлена в стилистике модерна, но ее актуальность очевидна. Скучающие господа, всю дорогу мечтавшие о Париже, оказались там в качестве таксистов и официантов. Современные нувориши стремятся в Лондон, где их обдирают как липку. Отчего, а главное, зачем наши люди вновь грезят о прекрасном далеко, где их никто не ждет?
Землянский: В поисках ложно понятой идентичности. Отчасти от бессилия, невозможности реализоваться и завоевать признание. В нашей истории герои проходят искушение добром и злом. Некоторым удается проявить стойкость, милосердие, раскаяние. Эта внутренняя борьба полна драматизма…
Обсуждая «Послание» с Никитой Сергеевичем, мы искали интонацию, созвучную «Солнечному удару», ужасу неотвратимой гибели исторической России, всего доброго, тонкого, искреннего. Михалков сильно на меня повлиял. Еще на первом курсе Челябинской академии культуры я пять раз пересмотрел «Сибирского цирюльника». Как-то на репетиции поинтересовался у Михалкова, учился ли он сам психологическому жесту. Он разулыбался и признался, что нет. Зато всегда ориентировался на игру Михаила Чехова. Никита Сергеевич — удивительный режиссер.
культура: «Послание изгнанных» сильно изменилось в процессе работы?
Землянский: Стало больнее, жестче, острее.
культура: Как придумывался спектакль? Вы шли от образов, красок, рисунков ролей, сценографии?
Землянский: От самых азов — поисков телесного языка. Я предлагаю выучить определенные комбинации движений. Когда исполнители осознают, как движутся ноги, руки, голова, плечи, мы начинаем создавать рисунки персонажей, вычищаем, уточняем, присваиваем жесты, делаем их компонентами зрелища, выходим в декорации и ставим спектакль.
Особенно радует реакция зрителей. Считывая предлагаемые хореографические сюжеты, они ощущают эйфорию, торжество от узнавания, многие не скрывают слез. Когда зал сидит, затаившись, и внимает, это дорогого стоит. Значит, за нами есть правда и честность.
культура: Несмотря на жестокость перипетий, «Послание изгнанных» оставляет светлое ощущение.
Землянский: Возможно, дело в освобождении.
культура: От земных страстей?
Землянский: Да, причем в настоящем времени, за 85 минут спектакля.
культура: Эстетика спектакля напомнила мне фильмы Великого немого.
Землянский: Я задумывался о съемках немой картины и даже обсуждал идеи с Михалковым, но к этой работе еще надо прийти.
Досье «Культуры»
Сергей Землянский родился 15 июня 1980 года в Челябинске. В 2002 году окончил Челябинскую государственную академию культуры и искусств по специальности хореография. В период с 2001 по 2005 год был танцовщиком театра «Провинциальные танцы». Работал в качестве ассистента Татьяны Багановой во время постановки «Осень» для ABCDancecompany и оперы-балета И. Стравинского «Соловей». C2006 года постоянно сотрудничает со студией SounDrama.
В 2012 году Землянский поставил спектакль «Материнское поле» в Московском театре им. Пушкина, ставший первым в направлении новая пластическая драма. Свое продолжение этот стиль нашел в целом ряде спектаклей, созданных постановщиком в Театре им. Пушкина («Дама с камелиями»), Театре им. Ермоловой («Демон», «Ревизор»), Театральном институте им. Щукина («Зима», «Цыганы»), Лиепайском драматическом театре («Идулис и Ария») и Московском губернском театре («Калигула», «Вид с моста»).
Фото на анонсе: Ксения Борисова/academynsm.ru