14.11.2012
Александр Галибин дважды сыграл роль последнего русского царя. Сначала — в многосерийном фильме Виктора Титова «Жизнь Клима Самгина», а затем — у Глеба Панфилова в картине «Романовы. Венценосная семья».
культура: Как Вы оцениваете эту трагическую фигуру русской истории? Можно ли было предотвратить кровавый финал?
Галибин: Освоение этой роли стало для меня серьезным испытанием. Но Глеб Анатольевич верил, что все получится, поддерживал актеров. То, что произошло с царской семьей, — одна из величайших трагедий XX века. В работе с Глебом Панфиловым мы не рассматривали Николая II, как политическую фигуру. «Романовы» — гимн семье, история любви, удивительной преданности друг другу. У моего героя был выбор, в зависимости от которого и ситуация в России могла сложиться так или иначе. Думаю, что Николай это понимал, но выбрал семью, будучи человеком верующим и глубоко духовным. Другой вопрос, мог ли так поступить государь, которому доверена огромная власть. Но я считаю: если хорошо в семье, то хорошо и в государстве. Преданность близких людей ничем не заменить.
культура: Почему Глеб Панфилов пригласил именно Вас? Сыграло ли свою роль внешнее сходство?
Галибин: Царская семья была смоделирована и собрана на экране так, как представлял это Глеб Анатольевич, который думал над замыслом фильма в течение двадцати лет. Задача достичь буквального сходства не ставилась. Разрабатывалась внутренняя линия. Я в жизни никому не подражал, но соприкоснувшись, пусть и посредством кино, с семьей государя, почувствовал внутренний переворот. Материал, с которым мы работали, сильно повлиял на всех участников процесса. То, что Николай II причислен к лику святых, очень важно. Я не говорю опять-таки о государе как о политическом деятеле. Тут много вопросов.
культура: Каково соотношение исторической документальности и вымысла в двух картинах, где Вы сыграли роль Николая II?
Галибин: В «Климе Самгине» не было предмета для игры, использовалась ситуация картинки. Я вообще не знаю, можно ли сыграть государя. Наверное, нет. Можно нырнуть куда-то, если у тебя есть силы, и попробовать соприкоснуться с той чудовищной ситуацией, в какой находился этот человек. Картина Глеба Панфилова — путь от отречения до голгофы, причем не одного человека, а целой семьи. Трудно даже представить, сколько нужно духовных сил, чтобы это пережить.